Характеристика семейного неблагополучия

Консультация «Неблагополучные семьи. Какие они?»

Характеристика семейного неблагополучия

Новикова Наталья
Консультация «Неблагополучные семьи. Какие они?»

Консультация «Неблагополучные семьи. Какие они?»

Неблагополучные семьи — в настоящее время острая социально-педагогическая проблема. Неблагополучная семья – это семья с низким социальным статусом, не справляющаяся с возложенными на ее функциями в какой-либо из сфер жизнедеятельности или нескольких одновременно.

Социологическими, психолого-педагогическими, медицинскими исследованиями выявлено отрицательное влияние неблагополучной семьи на нравственное и психическое развитие детей.

Оно проявляется не обязательно в детском возрасте и может сказаться на судьбе уже взрослого человека. Почти 90% детей из неблагополучных семей страдают неврозами.

Педагоги дошкольного учреждения, которое посещает ребенок из неблагополучной семьи, не могут оставаться равнодушными к его судьбе, его воспитанию. Какие семьи относятся к неблагополучным?

Воспитание в семье имеет ряд несомненных достоинств. Это и благоприятный эмоциональный климат, атмосфера заботы, поддержки, духовная близость между детьми и родителями, связь между поколениями, положительный пример взрослых, семейные традиции, нравственное воспитание личности ребенка.

Но когда речь заходит о неблагополучных родителях, мы все отчетливо понимаем, что их детям намного сложнее следовать и жить по таким “семейным правилам”.

говорить о семейном неблагополучии просто и сложно, одновременно, потому что формы его довольно многообразны, как многообразны типы и разновидности семейных союзов.

Кроме того, неблагополучные семьи являются источником социального сиротства. Существует ряд факторов, по которым можно выявить семейное неблагополучие:

– безработица, недостаточные доходы малоимущих семей, снижение уровня жизни семьи;

– падение нравственных укладов семьи, проявления аддикции (алкоголизм, наркомания) а отсюда и жестокое обращение с детьми, безразличие к их интересам проблемам;

– недостаток в семьях эмоционального общения, большое количество межличностных конфликтов, некомпетентность взрослых в воспитании детей;

– увеличение числа неполных семей, детей, рожденных вне брака матерями-одиночками, брошенных и оказавшихся без попечения родителей детей.

Существует большое количество разновидностей неблагополучных семей.

Ни у кого не возникает сомнений, что такие семьи не могут, в полной мере справляется со своими функциями, с задачами воспитания и образования, более того они оказывают десоциализирующее влияние на детей. Так же есть внешне респектабельные семьи со скрытым неблагополучием прививающие двойную мораль, которую дети быстро усваивают.

Раннее выявление социально неблагополучных семей является одной из важнейших форм первичной профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов социального риска в семье:

– социально – экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);

– медико – социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно – гигиеническими нормами);

– социально – демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);

– социально – психологические (семьи с эмоционально – конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);

– психолого – педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители;

– криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиций и нормы преступной субкультуры).

В СЕМЬЕ ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ПЕРВЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ОПЫТ, ПОЭТОМУ ОЧЕНЬ ВАЖНО, В КАКОЙ СЕМЬЕ ВОСПИТЫВАЕТСЯ РЕБЕНОК: В БЛАГОПОЛУЧНОЙ ИЛИ НЕБЛАГОПОЛУЧНОЙ.

МЕХАНИЗМ ВЫЯВЛЕНИЯ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ДОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ДОУ. Во взаимодействии коллектива ДОУ (заведующего, воспитателей, социального педагога и педагога-психолога) заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ДОУ.

Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.

Основной информацией обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Признаки неблагополучия:

Утомленный, сонный вид;

санитарно-гигиеническая запущенность;

склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

неумеренный аппетит;

задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

привлечение внимания любым способом;

чрезмерная потребность в ласке;

проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и

подавленным состоянием;

проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

трудности в обучении.

В чем проявляются признаки физического насилия в семье:

в боязливости ребенка;

в выраженном страхе взрослых;

в проявлении тревоги в форме тиков;

в сосании пальца, раскачивании;

в боязни идти домой;

в жестоком обращении с животными;

в стремлении скрыть причину травм.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями ДОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ.

Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта.

Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, педагоги ДОУ формируют и реализуют систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

Социально-педагогическая работа с различными типами семей.

Семьи, в которых находятся опекаемые дети:

– выявление в микрорайоне детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных;

– участие в обследовании условий проживания и воспитания детей;

– контроль за здоровьем и оздоровлением детей;

– поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.);

– работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям;

– защита интересов опекаемых;

– законодательное просвещение;

– практические мероприятия для семьи.

Многодетные семьи:

– содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций;

– организация благотворительной помощи;

– рекомендации по организации семейного досуга;

– профориентационная работа;

– законодательное просвещение;

– совместные мероприятия для детей.

Неполные семьи:

– оказание необходимой помощи в получении пособий;

– психолого-педагогическое консультирование;

– профилактика асоциально-аморального поведения;

– организационно-практическое содействие родителям в выполнении их воспитательных функций (ГПД, благотворительная помощь и др.);

– законодательное просвещение.

Проблемные семьи:

– изучение динамики развития проблемы семьи;

– общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье;

– законодательное просвещение.

Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества – по семье. Семья в мире большого выбора новых технологий и услуг теряется.

Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью изнутри.

Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно разрушаться.

Нужно помогать и поддерживать семью!

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konsultacija-neblagopoluchnye-semi-kakie-oni.html

«Неблагополучная семья»: характеристики и критерии

Характеристика семейного неблагополучия

Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.

Семейное неблагополучие может выражаться как в конфликтной семейной атмосфере, так и в отсутствии элементарной заботы о ребенке со стороны законных представителей.

*
Основной целью системной работы с неблагополучными семьями является оказание органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних комплексной поддержки  семье и (или) ребенку от 0 до 18 лет, осуществление индивидуальной профилактической работы с ними, а также   мониторинг изменения неблагоприятной жизненной ситуации с момента выявления до стабилизации жизненной ситуации и устранения причин, поставивших семью в трудную жизненную ситуацию (социально опасное положение).
Основными задачами деятельности по выявлению и учету семейного неблагополучия являются:
выявление и устранение причин и условий, приводящих к нарушению прав и законных интересов несовершеннолетних;-проведение мероприятий, направленных на предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений или иных антиобщественных действий несовершеннолетних;-оказание социально–психолого-педагогической и медицинской помощи несовершеннолетним;-проведение комплексной работы по социальной реабилитации семей, находящихся в социально-опасном положении;-реабилитация несовершеннолетних, являющихся жертвами насилия.

            Для  определения раннего неблагополучия семьи существует перечень следующих факторов риска для несовершеннолетнего:

1. Социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия, сверхвысокие доходы также являются фактором риска);2. Медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей – особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);3. Социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками и сводными детьми, семьи с несовершеннолетними и престарелыми родителями);4.Социально-психологические (семьи с эмоционально-конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, деформированными ценностными ориентациями);5. Психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);6. Криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи, разделяющих традиции и нормы преступной субкультуры).**

Сразу отметим, чтоналичие того или иного фактора социального риска не всегда означает возникновение социального неблагополучия, однако указывает на большую степень его вероятности, которая возрастает по мере увеличения числа факторов социального риска.При этом одни факторы социального риска проявляют свое негативное влияние довольно стабильно и постоянно, другие с течением времени либо усиливают, либо ослабляют свое влияние.**

Выявление семей, нуждающихся в помощи по устранению социального неблагополучия – это комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий раннего семейного неблагополучия.*

Источники и способы получения информации:

— обращения граждан;— заявления родственников;— обращения несовершеннолетних;-письма и запросы  от субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений   несовершеннолетних;-результаты проведения субъектами профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних совместных  рейдов;

-результаты рассмотрения материалов на заседании комиссии по делам    несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП).  

Методы выявления неблагополучных семей:1.Наблюдение за детьми и родителями (за внешним видом, поведением);2.Беседы с ребенком и членами его семьи (об учебе, друзьях, материальных и профессиональных трудностях, увлечениях, досуге);3.Посещение семьи (оценка жилищно-бытовых условий, семейных взаимоотношений);4.Налаживание контакта с близким окружением семьи и со специалистами различных служб и ведомств.

В качестве индикаторов   семейного неблагополучия   в  поведении
и состоянии ребенка выступают следующие признаки:

1. Внешний вид (утомленный сонный вид, санитарно-гигиеническая запущенность, задержка роста, низкая масса тела, задержка речевого и моторного развития, педикулез, печальный или уставший внешний вид, подавленное состояние, выраженная пеленочная сыпь, обезвоживание и др.).2. Здоровье и безопасность (частые вялотекущие хронические и инфекционные заболевания, депрессия, задержка умственного развития, отставание в развитии, стремление скрыть причину травм и др.).3. Навыки самообслуживания и социальные навыки ребенка (отсутствие навыков личной гигиены, непослушание, упрямство, неряшливость, неумение общаться и др.).4.Эмоциональное состояние (неуравновешенность психики, чрезмерная потребность в ласке, личностная тревожность, подавленное состояние, проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией, аутизм, склонность к уединению, депрессии, фобии и страхи, суицидальные попытки или угрозы и др.).5.Социальное развитие (проблемы во взаимоотношениях со сверстниками, отсутствие позитивных социальных контактов, частое употребление ненормативной лексики, жестокое обращение с животными и др.).6.Отношения в семье (конфликты с родителями, другими членами семьи, отсутствие привязанности, отсутствие совместных занятий с родителями, членами семьи, отчужденность, эмоциональная холодность в отношении с родителями, чувство стыда за своих родителей, избегание общения с родителями, страх наказания, чрезмерная привязанность, несамостоятельность и др.).7. Поведение (хулиганство, вымогательство, регрессивное поведение (ведет себя как маленький), подростковая проституция, контакты с криминогенными группировками, аддиктивное поведение, например, зависимость от компьютерных и других игр, курение, наркомания).8. Образование (трудности в обучении, частые пропуски занятий без уважительной причины, ребенок приходит в образовательное учреждение невыспавшийся, неподготовленный к урокам, имеют место конфликты с учителями, частое употребление неформальной, ненормативной  лексики, привлечение внимания к себе любым способом).**

Выявив индикаторы семейного неблагополучия у ребенка, нет смысла воспитывать его, надо идти в семью.

В качестве критериев изменения неблагоприятной жизненной ситуации  и устранения  раннего  семейного неблагополучиявыступают следующие признаки:• изменение социального статуса семьи (семейные доходы и бюджет, наличие стабильной работы, социальные связи семьи, состав семьи,  потребности и возможности получения компетентной социально-педагогической помощи и поддержки);•   возможность, а также желание родителей обеспечить соблюдение прав ребенка;•   соблюдение основных прав ребенка в семье.*

В заключение хотелось бы отметить, что чем раньше будет выявлена неблагополучная семья и чем раньше будет начата работа по оказанию ей социальной помощи и поддержки, тем больше шансов у ребенка остаться с родителями и продолжать жить в своей кровной семье.

Источник: https://cspsd-spb.ru/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE/%EF%BB%BF%D0%BD%D0%B5%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%83%D1%87%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F-%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8/

Семейное неблагополучие и его влияние на будущее ребенка

Характеристика семейного неблагополучия

Проблема семейного неблагополучия и его влияние на целостное развитие ребенка очевидна, так как под воздействием социально-экономических изменений возникли и усугубились проблемы безработицы, значительно возросло число семей, находящихся за чертой бедности, а также участились случаи алкоголизма и наркомании в семье.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Окружающее имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Неблагополучная семья отрицательно влияет на поведение ребенка. Неадекватное поведение родителей и семья с нездоровой нравственной атмосферой формирует у ребенка эмоциональный и психологический дискомфорт и, как следствие отклоняющееся поведение. В связи с этим роль неблагополучных семей несет отрицательный характер.

Сложность в общении с детьми в таких семьях ухудшает общую эмоциональную обстановку и делает жизнь ребенка сложной, вызывая большое количество проблем.Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы. Первую группу составляют семьи с явной формой неблагополучия – это конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные семьи.

 Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний).

Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

                                                Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности.

Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.

Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают разрушающее действие на личностное формирование детей.

В числе таких семей могут оказаться и семьи  известных, состоятельных людей, пограничные семьи, семьи с недееспособными членами, с детьми-инвалидами, семьи с нарушением структуры семейных ролей. В семьях со скрытой формой неблагополучия гораздо труднее разглядеть неблагополучие по отношению к детям.

И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, позволяет выяснить, что благополучие было относительным.

Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости родителей.

Необходимость сохранения семьи может поддерживаться убежденностью взрослых в том, что это нужно в первую очередь ребенку, хотя на самом деле здесь могут преследоваться какие-то свои личные соображения. Увлеченные своими делами взрослые даже не замечают, как изменяется личность ребенка, чутко улавливающего фальшь в их взаимоотношениях.

                                   Длительное проживание ребенка в семье, где царит отчуждение и насилие, приводит к снижению у ребенка эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им. Это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны. 

Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, воровство, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, вредные привычки. И вместе с тем никто другой не может «возродить» общество, как это способна сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. 

Понятно, что будущее таких ребят во многом зависит от того, куда и к кому они попадут. В большинстве случаев им надо помогать с выбором профессии, жильем, обустройством в жизни.

Если их предоставить самим себе, то многих, безусловно, ждет довольно сложное будущее. Слишком они неустойчивые. Слишком большой и важный период в своей жизни они потеряли.

Им трудно быть как все, а тут еще и общество давит на них с удвоенной силой.

Благоприятные условия для духовного роста ребенка и нормального психического развития может создать только семья, основанная на взаимном уважении интересов, ценностей, позиций, мнений детей и родителей, характеризующаяся равенством во взаимоотношениях, доверием, порядочностью, откровенностью, открытостью.

Именно такая семья становится сферой абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и является надежной опорой, психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления душевных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.

Информацию предоставил:                                             Лебедева Е.В., методист

организационно-методического отделения

Источник: https://zabota139.msp.midural.ru/deiatelnost-u139/sovety-specialistov/semeynoe-neblagopoluchie-i-ego-vliyanie-na-budushchee-rebenka.html

Неблагополучная семья – что это такое, основные типы, особенности, признаки, причины и проблемы

Характеристика семейного неблагополучия

Для гармоничного развития детей необходима здоровая атмосфера в доме, воспитание и уход. Неблагополучная семья оказывает негативное влияние на психологическое и физическое развитие ребенка. По этой причине социальные службы должны следить за такими ячейками общества, чтобы вовремя реагировать на возникающие проблемы.

Что такое неблагополучная семья?

В общественном представлении это понятие тесно связано с алкоголизмом, наркоманией и недостатком материальных средств. В широком смысле неблагополучная семья – это та, которая не справляется со своими функциями по воспитанию ребенка.

Дети испытывают сложности в развитии, сталкиваются со снижением умственных и физических способностей. Семья с низким социальным статусом не обязательно малоимущая.

Она может не испытывать материальных проблем, но из-за нездорового климата, физического или психологического насилия на ребенком иметь статус неблагополучной.

Типы неблагополучных семей

Классификация проводится по видам деструктивных факторов, воздействующих на детей. К неблагополучным семьям относятся следующие типы:

  1. Семьи с пристрастием к алкоголю или наркотикам. Если хотя бы один из родителей злоупотребляет веществами, вызывающими зависимость, это сказывается на состоянии ребенка. Такая неблагополучная семья не может обеспечить все потребности детей. Под влиянием алкоголя происходят ссоры, драки, конфликты, из-за чего ребенок вырастает с нарушениями психического развития.
  2. Конфликтные семьи. Отсутствие моральной поддержки, неумение договариваться и находить общий язык являются факторами, негативно сказывающимися на воспитании детей. В такой неблагополучной семье ребенок получает моральные травмы, вырастает социально уязвимым. Частые ссоры приводят к боязни общения и неумению налаживать контакты с другими людьми.
  3. Материально неблагополучные семьи. Отсутствие качественного питания, медицинской помощи, образования и других необходимых вещей не лучшим образом сказывается на развитии ребенка. К материально неблагополучным относятся семьи с доходом ниже прожиточного минимума, не обеспечивающие базовых потребностей детей.
  4. Семьи, где родители злоупотребляют своими правами. Жестокое обращение с детьми, физическое насилие и телесные наказания являются причиной для признания ячейки общества социально неблагополучной.

Особенности неблагополучных семей

По внешним признакам не всегда можно определить точный социальный статус ячейки общества. Чтобы понять, что значит неблагополучная семья и как ее выявить, социальные работники используют несколько критериев.

К ним относятся как внешний вид ребенка, так и его психологическое состояние.

Ряд особенностей и характерных признаков помогает осуществить выявление неблагополучных семей, которые подлежат постановке на учет и наблюдению со стороны социальных служб.

Признаки неблагополучной семьи

Определить социальный статус ячейки общества можно по внешним проявлениям. Характеристика неблагополучной семьи включает в себя один или несколько признаков:

  1. Ребенок неопрятен, часто ходит в поношенной, рваной или грязной одежде.
  2. Родители не занимаются воспитанием, не уделяют время ребенку.
  3. Один или оба родителя злоупотребляют психоактивными веществами, часто пребывают в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
  4. У ребенка есть нарушения развития, наблюдается несвязная речь и заторможенность действий.
  5. На теле ребенка есть следы побоев и физического насилия.
  6. Родители нигде не работают или имеют нерегулярные и непостоянные источники дохода.

Причины появления неблагополучных семей

Источником ухудшения положения ребенка и его родителей могут служить разные факторы. Социально неблагополучие семьи возникают по следующим причинам:

  1. Затруднительное материальное положение. Недостаток денег приводит не только к тому, что ребенок остается без нормального питания, одежды и развлечений. Хроническое безденежье может стать источником ссор и конфликтов между родителями. Неблагополучная семья может возникнуть в результате потери жилья или работы, тяжелой болезни или кризисной ситуации в стране.
  2. Повторный брак одного из родителей. В новой семье не всегда присутствует дружелюбная по отношению к ребенку атмосфера. Конфликты с отчимом, мачехой или сводными братьями и сестрами негативно сказываются на психологическом состоянии.
  3. Психические заболевания родителей. Несоблюдение своих обязанностей по отношению к ребенку часто является одним из проявлений болезни. В таком случае социальные службы должны выявить этот факт и изъять детей.
  4. Многодетность. Большое количество детей часто является источником проблем, родители не успевают уделить внимание всем. В результате ребенок может чувствовать себя лишним. По этой причине многодетные семьи состоят на особом контроле у социальных служб.
  5. Пристрастие к запрещенным веществам. В результате злоупотребления родителя не исполняют своих обязанностей по отношению к ребенку. Социальные службы могут признать семью неблагополучной и лишить родительских прав.

Проблемы неблагополучных семей

Конфликтная обстановка в доме, отсутствие заботы, ухода и воспитания приводят к многочисленным нарушениям в развитии ребенка. Неблагополучная семья – это источник физических и психологических травм:

  1. Ребенок сталкивается с задержками в развитии. Из-за недостатка внимания родители не могут научить его самым необходимым вещам. В результате страдает речь, мелкая моторика и социальная адаптация.
  2. Из-за нехватки денег ребенок не всегда обеспечен необходимой одеждой, едой, книгами, лекарствами.
  3. Конфликты в семье и непонимание приводят к тому, что ребенок вырастает замкнутым. Ему тяжело налаживать социальные контакты, он страдает от недоверия к другим людям.
  4. Выросший в неблагополучной семье ребенок часто попадает в криминальную среду.
  5. Негативная обстановка в семье может спровоцировать раннее развитие психических заболеваний и стать причиной появления зависимости ребенка от алкоголя и наркотиков, особенно если родители склонны к злоупотреблению.

Кто занимается неблагополучными семьями?

Обязанности по выявлению и проведению работы возложены на органы опеки и попечительства. Они должны регулярно проверять социально неблагополучные и конфликтные семьи.

Если установлены случаи жестокого обращения с ребенком или пренебрежение родительскими обязанностями, органы опеки обязаны забрать детей в интернат.

Для помощи несовершеннолетним, пострадавшим от жестокого обращения, работают специальные социально-реабилитационные учреждения.

Чтобы определить социальный статус, работники служб опеки используют несколько способов:

  1. Сбор и анализ информации. Сигналы о наличии неблагополучной семьи поступают от соседей, учителей, воспитателей в детском саду. Сотрудники органов опеки и попечительства реагируют на все обращения о случаях насилия и жестокого обращения с ребенком. Часто источником информации становятся близкие родственники и друзья семьи.
  2. Обход квартир и контроль условий проживания. Асоциальные семьи подвергаются регулярным проверкам со стороны служб опеки. Сотрудники изучают условия проживания, физическое состояние детей, наличие еды и одежды.
  3. Анкетирование и опросы. Для определения психологического климата в семье в школах и детских садах регулярно проводятся тесты. С их помощью детские психологи изучают потребности и нужды ребенка. Высокий уровень тревожности, недостаток внимания и заботы служат сигналом для органов опеки, которые должны провести проверку.

Формы работы с неблагополучными семьями

Чтобы исправить ситуацию и наладить отношения между родителями и детьми, социальные работники используют разные методы:

  1. Профилактические беседы. В случае выявления неблагополучной семьи на первом этапе сотрудник социальной службы должен определить причины низкого социального статуса и разъяснить родителям последствия их действий по отношению к ребенку.
  2. Индивидуальные тренинги и консультации. Не все родители способны самостоятельно определить оптимальную тактику воспитания ребенка. Социальная работа с неблагополучными семьями включает в себя проведение консультаций, где подробно рассказывается о методах и правилах обращения с детьми.
  3. Систематический контроль. Органы опеки и попечительства устанавливают требования к семье, исполнение которых регулярно проверяется. С этой целью сотрудники служб совершают обход квартир.
  4. Представление и защита интересов ребенка в суде. Если работа с неблагополучными семьями не приносит результата, сотрудники социальной службы подают иск о лишении родительских прав.

Помощь неблагополучным семьям

Для поддержки используются разные виды мероприятий, направленные на повышение социального статуса:

  1. Психологическая помощь. Неблагополучная и сложная семья может рассчитывать на консультацию педагога, специализирующегося на работе с проблемными детьми.
  2. Экономическая помощь. Если тяжелое положение неблагополучной семьи связано с низким уровнем дохода, государство предоставляет пособия, льготы и субсидии.
  3. Социальная помощь. Чтобы дети из неблагополучной семьи смогли адаптироваться в обществе, для них организуются специальные мероприятия, включающие в себя обучающие и развлекательные программы.

Советы неблагополучным семьям

Педагоги и психологи дают несколько рекомендаций для поддержания здоровой атмосферы в доме:

  1. Уделять больше внимания ребенку. Психологически неблагополучная семья часто характеризуется отсутствием интереса у родителей к потребностям и желаниям детей.
  2. Проводить время вместе. Чтобы сблизиться и лучше понять друг друга, родители и дети должны больше общаться и обмениваться мнениями.
  3. Своевременно обращаться за помощью. Если родители не могут самостоятельно справиться с воспитанием детей, лучше попросить поддержку у социальных работников. Профессиональные психологи помогут наладить отношения с ребенком.

Куда забирают детей из неблагополучных семей?

Если сотрудники социальных служб установили, что условия содержания представляют опасность для жизни и здоровья ребенка, его забирают на временное содержание органы опеки и попечительства.

Затем дело передается в суд, где выносится решение о лишении родительских прав.

Дети из неблагополучных семей попадают в детские дома или передаются под опеку ближайшим родственникам, способным обеспечить уход.

Знаменитости из неблагополучных семей

Многие известные люди провели детство в плохих условиях, что не помешало им добиться успеха:

  1. Шарлиз Терон. Известная актриса выросла в неблагополучной семье с пьющим отцом, который не раз поднимал руку на жену и детей.
  2. Том Круз. Актер вырос в многодетной и бедной семье, которая в поисках заработка все время меняла место жительства. Из-за этого он не смог получить нормальное среднее образование – ему пришлось за время детства сменить более 15-ти школ.
  3. Деми Мур. Актриса выросла без отца, который ушел еще до рождения дочери. Отчим и мать злоупотребляли алкоголем, поэтому проблемная семья жила в нищете и долгах.

Фильмы о неблагополучных семьях

Проблема воспитания детей нашла отражение и в кинематографе. Понятие «неблагополучная семья» раскрывается во многих фильмах:

  1. «Жизнь этого парня». Фильм с участием Леонардо ДиКаприо и Роберта Де Ниро рассказывает историю семьи, из которой ушел отец. Мать привела в дом отчима, оказавшегося садистом и тираном.
  2. «Зимняя кость». Фильм о 17-летней девочке, отец которой сидит в тюрьме за наркоторговлю, а мать серьезно больна. Подростку приходится заботиться не только о себе, но и о младших братьях и сестрах.
  3. «Возьми мои глаза». В фильме раскрывается проблема семейного насилия и тирании со стороны отца.

Малоимущая семья после официального подтверждения своего статуса имеет право на получение от государства разной помощи: денежных выплат, продуктов, одежды, некоторых компенсаций и иных дотаций. Для этого необходим определенный пакет документов.

Счастливая семья может быть создана только при определенной работе всех ее членов и со знанием правил, норм и секретов. Благо, что все такие советы едины как у психологов, так и религиозных деятелей, людей, проживших в браке не одно десятилетие.

Многодетная семья имеет как свои преимущества, так и недостатки. Государство старается всячески поддерживать такие ячейки общества, гарантируя им различные субсидии, выплаты и льготы. Порядок их оформления во многих регионах идентичен.

Интересно узнать, патриархальная семья – что это такое, особенности и главные признаки, историю появления, достоинства и недостатки. Стоит выяснить, чем она отличается от партнерской и почему сейчас эта модель отношений уходит в прошлое.

Источник: https://womanadvice.ru/neblagopoluchnaya-semya-chto-eto-takoe-osnovnye-tipy-osobennosti-priznaki-prichiny-i-problemy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.