Социально неблагополучные дети

Как помочь детям из неблагополучных семей?

Социально неблагополучные дети

В идеале ребенок должен расти в семье, где его любят и ценят. Но не всем детям так везет. Некоторым приходится жить в условиях, о которых большинство из нас предпочли бы не знать.

Что объединяет детей из неблагополучных семей? Чаще всего семьи получают СОП-статус по причине пьянства родителей. За годы работы лично я видела лишь пару случаев, когда причиной получения СОП-статуса было пьянство отца. Чаще всего неблагополучными считаются семьи, где пьет именно мать.

Есть стереотип, что дети из таких семей обязательно плохо одеты, с трудом учатся, общаются с плохими компаниями либо вообще держатся особняком. Иногда это действительно так, но не всегда. Есть довольно общительные дети, у которых нет проблем с учебой, у которых много друзей, а сама семья достаточно обеспечена.

Но если «копнуть» глубже, то проблемы налицо. Для справки Согласно Постановлению №22 от 15.01.2019 Совета Министров Республики Беларусь разработаны конкретные критерии, по которым семья может получить статус СОП:

  • Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка;
  • Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
  • Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами или жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и здоровья ребенка.

Что чувствуют дети, находясь в таких семьях? Если вы спросите хоть одного взрослого, у которого родители были алкоголиками, забыл ли он все проблемы детства, простил ли мать или отца за все трудности, которые были в его жизни, то 100% получите ответ «нет».

Очень многие во взрослой жизни обращаются к психологам и психотерапевтам для разрешения своих «детских» проблем. На примере семейных отношений ребенок усваивает нормы поведения в обществе, формирует мировоззрение, отношение к социуму. Семья обеспечивает эмоциональный комфорт и чувство безопасности. Все это достаточно «хлипко» организовано у родителей из неблагополучных семей.

Их дети отличаются шатким эмоциональным состоянием. Они постоянно испытывают тревогу и страх, часто агрессию, чувство вины за поведение своих родителей. На их плечи нередко ложится ответственность за семью, появляется страх будущего, волнение из-за того, что детей могут забрать из семьи.  Нередко у таких детей можно наблюдать высокий уровень агрессивности.

Это защитная реакция на то, что потребностями детей пренебрегают. Зачастую дети берут пример с родителей, наблюдая за их агрессивным поведением. Нередка и аутоагрессия — причинение ребенком вреда самому себе (бьет себя руками об стену, причиняет вред себе различными предметами и т.д.).

Слабый уровень интеллектуального развития может выражаться неустойчивостью внимания, несформированным мышленим, слабой памятью и низким уровнем эрудиции. Причины этому могут быть разные — от нарушений в работе мозга до недостатка внимания и отсутствия должного воспитания.

Девиантное поведение чаще всего формируется уже к подростковому возрасту. Проявляется в воровстве, попрошайничестве, уходах из дома, совершении правонарушений. Когда родитель пьет, дети предоставлены сами себе и улице.

На данный момент у меня на коррекции есть семья, где подросток совершил преступление, и на него даже заведено уголовное дело, а это всего лишь старшеклассник. Проявляется у детей и аддиктивное поведение (склонность к зависимостям).

Воспитанием ребенка часто занимается улица, он приобщается ко многим вредным привычкам и впадает в зависимость.

Понять, что ребенок воспитывается в СОП-семье, можно по следующим признакам:

  • ребенок постоянно опаздывает в школу;
  • не хочет идти домой и задерживается в школе допоздна;
  • неоднократно убегал из дома;
  • отсутствует в школе без уважительных причин;
  • повреждает самого себя (вырывает волосы, режет ноги и руки и т.д.);
  • проявляет агрессию как к другим детям, так и ко взрослым;
  • выглядит замкнутым или депрессивным;
  • негативно реагирует на физические контакты;
  • имеет (или скрывает) следы побоев;
  • носит одежду, не подходящую по погоде или скрывающую возможные травмы;
  • выглядит неопрятно;
  • эмоционально неуравновешен, отношения со сверстниками плохие;
  • ведет себя вызывающе или соблазняюще;
  • проявляет слишком подробные знания о сексе;
  • резко похудел или располнел.

На все это пристальное внимание обращают люди, находящимся рядом: педагоги, родственники, соседи. Чем быстрее выявляется социально опасный статус семьи, тем быстрее начнется ее реабилитация и восстановление.

Как специалисты могут помочь семье в СОП? Когда школе становится известно о семье СОП, разрабатывается план для работы с участием разных структур (РУВД, поликлиника, органы опеки и т.д). Упор в реабилитации таких семей чаще всего направлен на помощь родителям: трудоустройство, кодировка, поиск работы, наведение дома порядка, ремонта и т.д., если это требуется.

Реабилитация детей в неблагополучных семьях происходит труднее. Родители считают, что как только они прекращают пить, наводят дома порядок и устраиваются на работу — проблема исчезает сама собой. Но психологические травмы так быстро не проходят, а чаще всего оставляют свой глубокий след и во взрослой жизни.   

Что могут сделать взрослые, педагоги, соседи, которые находятся рядом? Если вдруг ваша знакомая семья — родные, коллеги или соседи — оказались в подобной ситуации, то не отстраняйтесь от них.

Ведь самое простое это корить и порицать, гораздо сложнее постараться разобраться и чем-то помочь.

Есть много структур, которые готовы помочь семье в социально опасном положении: наркологические кабинеты, центры помощи детям, бесплатные телефоны экстренной помощи психологов. 

Вы сами тоже можете стать поддержкой для таких детей. Проблемные дети обычно делятся на 4 типа: «бунтарь», «клоун», «потерянный ребенок», «семейный герой».

Это роли, которые выступают для них защитным механизмом. «Семейные герои» стараются быть лучшими во всем, переступая через собственные желания и потребности.

Педагоги обычно объясняют такому ребенку, что ошибки не принижают его как человека.

Мы стараемся научить ребенка отделять свою личность от образа, понимать, что он чувствует и выражать свои чувства и мысли, особенно несогласие, помогаем найти занятия, которые приносят ему расслабление.

  Для «бунтаря» важно четко очертить его границы: когда его поведение допустимо, а когда — неуместно.

Без проявлений излишнее сентиментальности до «бунтаря» нужно донести, какими будут последствия плохих поступков.

«Потерянным детям» нужно внимание: к ним нужно обращаться по имени, хвалить их на виду у других детей, отмечать их сильные стороны, поощрять инициативность, не позволять «отмолчаться в сторонке» — словом, делать все, чтобы ребенок вышел из тени и улучшил самооценку. Нельзя давать им теряться в толпе. «Клоуну» мы показываем, когда его юмор и выходки уместны, а когда —  нет. За юмор в подходящих ситуациях ребенка лучше поощрить.

Также таких детей стоит загружать поручениями и просить соблюдения точных сроков. Самое главное — детям из благополучных семей нужно, чтобы их выслушали и обратили на них внимание. Даже простым разговором можно очень сильно помочь знакомым детям, которые, по вашему мнению, растут в не самой благоприятной обстановкой.

Не отстраняйтесь от таких семей, если это ваши знакомые или близкие родственники. Проявите сочувствие, если поймете, что можете хоть чем-то помочь.

Эту статью мы совместно со специалистами сайта Redsale подготовили для белорусского детского портала Ребёнок BY.

Надеюсь, эта статья поможет читателям по-другому посмотреть на трудных подростков и относиться к ним в дальнейшем терпеливее и внимательнее. А каковы ваши мысли по этому поводу?

Источник: https://www.b17.ru/article/neblagopoluchnaya_semya/

Дети из неблагополучных семей: какие они? Рассказывает школьный психолог

Социально неблагополучные дети

В идеале ребенок должен расти в семье, где его любят и ценят. Но не всем детям так везет. Некоторым приходится жить в условиях, о которых большинство из нас предпочли бы не знать. Что объединяет детей из неблагополучных семей, рассказала школьный психолог, специалист, который работает с семьями в СОП, Евгения Худинская. 

— Чаще всего семьи получают СОП-статус по причине пьянства родителей. За годы работы лично я видела лишь пару случаев, когда причиной получения СОП-статуса было пьянство отца. Чаще всего неблагополучными считаются семьи, где пьет именно мать.

Есть стереотип, что дети из таких семей обязательно плохо одеты, с трудом учатся, общаются с плохими компаниями либо вообще держатся особняком. Иногда это действительно так, но не всегда. Есть довольно общительные дети, у которых нет проблем с учебой, у которых много друзей, а сама семья достаточно обеспечена. Но если «копнуть» глубже, то проблемы налицо.

Для справки

Согласно Постановлению №22 от 15.01.2019 Совета Министров Республики Беларусь разработаны конкретные критерии, по которым семья может получить статус СОП:
— Родителями не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка;

— Родителями не обеспечивается надзор за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;

— Родители ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами или жестоко обращаются с ним, в связи с чем имеет место опасность для жизни и здоровья ребенка.

Что чувствуют дети, находясь в таких семьях?

Если вы спросите хоть одного взрослого, у которого родители были алкоголиками, забыл ли он все проблемы детства, простил ли мать или отца за все трудности, которые были в его жизни, то 100% получите ответ «нет». Очень многие во взрослой жизни обращаются к психологам и психотерапевтам для разрешения своих «детских» проблем.

На примере семейных отношений ребенок усваивает нормы поведения в обществе, формирует мировоззрение, отношение к социуму. Семья обеспечивает эмоциональный комфорт и чувство безопасности. Все это достаточно «хлипко» организовано у родителей из неблагополучных семей.
 

Их дети отличаются шатким эмоциональным состоянием. Они постоянно испытывают тревогу и страх, часто агрессию, чувство вины за поведение своих родителей. На их плечи нередко ложится ответственность за семью, появляется страх будущего, волнение из-за того, что детей могут забрать из семьи. 

Нередко у таких детей можно наблюдать высокий уровень агрессивности. Это защитная реакция на то, что потребностями детей пренебрегают. Зачастую дети берут пример с родителей, наблюдая за их агрессивным поведением. Нередка и аутоагрессия — причинение ребенком вреда самому себе (бьет себя руками об стену, причиняет вред себе различными предметами и т.д.).

Слабый уровень интеллектуального развития может выражаться неустойчивостью внимания, несформированным мышленим, слабой памятью и низким уровнем эрудиции. Причины этому могут быть разные — от нарушений в работе мозга до недостатка внимания и отсутствия должного воспитания.

Девиантное поведение чаще всего формируется уже к подростковому возрасту. Проявляется в воровстве, попрошайничестве, уходах из дома, совершении правонарушений.

Когда родитель пьет, дети предоставлены сами себе и улице.

На данный момент у меня на коррекции есть семья, где подросток совершил преступление, и на него даже заведено уголовное дело, а это всего лишь старшеклассник.

Проявляется у детей и аддиктивное поведение (склонность к зависимостям). Воспитанием ребенка часто занимается улица, он приобщается ко многим вредным привычкам и впадает в зависимость.

Понять, что ребенок воспитывается в СОП-семье, можно по следующим признакам:

  • ребенок постоянно опаздывает в школу;
  • не хочет идти домой и задерживается в школе допоздна;
  • неоднократно убегал из дома;
  • отсутствует в школе без уважительных причин;
  • повреждает самого себя (вырывает волосы, режет ноги и руки и т.д.);
  • проявляет агрессию как к другим детям, так и ко взрослым;
  • выглядит замкнутым или депрессивным;
  • негативно реагирует на физические контакты;
  • имеет (или скрывает) следы побоев;
  • носит одежду, не подходящую по погоде или скрывающую возможные травмы;
  • выглядит неопрятно;
  • эмоционально неуравновешен, отношения со сверстниками плохие;
  • ведет себя вызывающе или соблазняюще;
  • проявляет слишком подробные знания о сексе;
  • резко похудел или располнел.

На все это пристальное внимание обращают люди, находящимся рядом: педагоги, родственники, соседи. Чем быстрее выявляется социально опасный статус семьи, тем быстрее начнется ее реабилитация и восстановление.

Как специалисты могут помочь семье в СОП?

Когда школе становится известно о семье СОП, разрабатывается план для работы с участием разных структур (РУВД, поликлиника, органы опеки и т.д). Упор в реабилитации таких семей чаще всего направлен на помощь родителям: трудоустройство, кодировка, поиск работы, наведение дома порядка, ремонта и т.д., если это требуется.

Реабилитация детей в неблагополучных семьях происходит труднее. Родители считают, что как только они прекращают пить, наводят дома порядок и устраиваются на работу — проблема исчезает сама собой. Но психологические травмы так быстро не проходят, а чаще всего оставляют свой глубокий след и во взрослой жизни.
 

Что могут сделать взрослые, педагоги, соседи, которые находятся рядом?

Если вдруг ваша знакомая семья — родные, коллеги или соседи — оказались в подобной ситуации, то не отстраняйтесь от них. Ведь самое простое это корить и порицать, гораздо сложнее постараться разобраться и чем-то помочь.

Есть много структур, которые готовы помочь семье в социально опасном положении: наркологические кабинеты, центры помощи детям, бесплатные телефоны экстренной помощи психологов. Вы сами тоже можете стать поддержкой для таких детей.

Проблемные дети обычно делятся на 4 типа: «бунтарь», «клоун», «потерянный ребенок», «семейный герой». Это роли, которые выступают для них защитным механизмом.

«Семейные герои» стараются быть лучшими во всем, переступая через собственные желания и потребности. Педагоги обычно объясняют такому ребенку, что ошибки не принижают его как человека.

Мы стараемся научить ребенка отделять свою личность от образа, понимать, что он чувствует и выражать свои чувства и мысли, особенно несогласие, помогаем найти занятия, которые приносят ему расслабление.

 

Для «бунтаря» важно четко очертить его границы: когда его поведение допустимо, а когда — неуместно. Без проявлений излишнее сентиментальности до «бунтаря» нужно донести, какими будут последствия плохих поступков.

«Потерянным детям» нужно внимание: к ним нужно обращаться по имени, хвалить их на виду у других детей, отмечать их сильные стороны, поощрять инициативность, не позволять «отмолчаться в сторонке» — словом, делать все, чтобы ребенок вышел из тени и улучшил самооценку. Нельзя давать им теряться в толпе.

«Клоуну» мы показываем, когда его юмор и выходки уместны, а когда —  нет. За юмор в подходящих ситуациях ребенка лучше поощрить. Также таких детей стоит загружать поручениями и просить соблюдения точных сроков.

Самое главное — детям из благополучных семей нужно, чтобы их выслушали и обратили на них внимание. Даже простым разговором можно очень сильно помочь знакомым детям, которые, по вашему мнению, растут в не самой благоприятной обстановкой. Не отстраняйтесь от таких семей, если это ваши знакомые или близкие родственники. Проявите сочувствие, если поймете, что можете хоть чем-то помочь.

Быстрая связь с редакцией editor@rebenok.by
Еще больше полезных советов для родителей в нашем Инстаграме. Присоединяйтесь!

Источник: https://rebenok.by/articles/together/psychology/28002-chto-obedinyaet-detei-kotorye-rastut-v-neblagopoluchnykh-semyakh-rasskazyvaet-shkolny-psikholog.html

Неблагополучные семьи – как выявить и выделить помощь

Социально неблагополучные дети

Развитие человека как личности всегда начинается в семье или в искусственно-созданной среде воспитания (детский дом, интернат). От того, в каких условиях растут люди, начиная с младенчества, зависит вся их дальнейшая жизнь. Благополучие и неблагополучие той или иной ячейки общества сказывается на их воспитании, социальной адаптации, физическом и психологическом развитии.

Неблагополучные семьи становятся объектом наблюдения со стороны социальных, государственных и психологических учреждений. Так какая же семья может считаться неблагополучной, какие меры стоит принять обществу для оказания помощи и исправления ситуации будет рассмотрено далее.

Какая семья считается неблагополучной

Благополучие и неблагополучие – понятия относительные, у них нет четкого определения ни в законных актах, ни в психологических учебниках. Однозначно определить статус неблагополучной семьи можно только при совместной работе психологов, полиции, социальных служб.

Иногда проблемы могут возникнуть в самой обычной ячейке общества из-за временных трудностей материальных, моральных (стрессы, усталость на работе родителей, проблемы с финансами). В этом случае своевременное оказание помощи специалистов может в кратчайшие сроки восстановить нормальные отношения среди родных людей, избежать присвоения статуса неблагополучной.

Но существуют семьи, в которых проблемы, аморальное поведение и другие отклонения от социальной нормы стали привычными, другой жизни и другого поведения дети, воспитывающиеся в таких условиях, просто не знают.

Помощь неблагополучной семье в этом случае выражается в длительной работе психологов, органов соцзащиты.

Возможно, даже с размещением отдельных взрослых в специальных учреждениях, или помещением несовершеннолетних в государственные детские дома или больницы.

Среди неблагополучных семей можно условно выделить два типа:

  1. Явно неблагополучные. К ним относятся аморальные, асоциальные, семьи алкоголиков и наркоманов, так называемые конфликтные, неполные ячейки общества.
  2. Скрытые неблагополучные. В этом случае внешне проблемы никак не проявляются, все члены этой семьи ведут вполне нормальный образ жизни, социально активны, со стороны выглядят благополучно. Но внутрисемейные отношения чаще всего характеризуются отсутствием моральных ценностей, антисоциальными установками, неблагоприятным поведением родителей.

проблема в неблагополучной семье – это отсутствие условий для нормального развития младших ее членов. Это могут быть как материальные трудности, так и нехватка внимания, психологические проблемы, межличностные отношения. В зависимости от проблем, выделяют следующие виды и категории неблагополучных семей:

  • Семьи алкоголиков и наркоманов, одним словом – аморальные. Даже если один из родственников имеет пристрастие к психотропным веществам, это сказывается на всех. Прежде всего, страдают дети, поскольку начинают считать нормой такой образ жизни одного или обоих родителей. Все окружающие люди попадают в созависимость от пристрастий одного человека. Ссоры на почве алкоголизма, рукоприкладство, стресс оказывают огромное влияние на детей и их психологическое развитие.
  • Еще одним видом неблагополучной является конфликтная семья – это та ячейка общества, внутри которой происходят постоянные ссоры родителей, нарастает их взаимное отчуждение, отсутствует уважение друг к другу. Громкие скандалы, выяснения отношений на повышенных тонах также пагубно сказываются на развитии детской психики, как и тихое противостояние отдельных членов ячейки общества. Негатив в отношениях между родственниками сказывается на будущем малыша. Он попросту не сможет построить свои семейные отношения, а отсутствие поддержки со стороны родителей скажется на самооценке и отношении к себе на протяжении всей жизни.
  • Неблагополучные семьи возникают, когда родители не умеют правильно строить свой диалог с детьми. Они могут быть слишком строгими, даже жестокими, или же наоборот теряют авторитет, слишком опекая своих чад. Чаще всего такое воспитание сказывается в подростковом возрасте и дальнейшей жизни уже повзрослевшего отпрыска.
  • В антисоциальных семьях родители прибегают к физической силе, могут заставить ребенка стоять на паперти, воровать, искать еду и одежду на свалках. Родители не знают, что такое моральные ценности и не придерживаются никаких общественных норм и правил. Помощь неблагополучной семье заключается в работе с детьми, изъятии их из такой нездоровой обстановки.
  • Можно выделить еще один вид временно неблагополучной – это кризисная семья. В этом случае факторы социального риска имеют временный характер и скорее всего через небольшой промежуток времени ситуация стабилизируется. Причинами временной нездоровой обстановки в доме могут стать смерть одного из родственников, родителей, развод, переходный возраст, отсутствие работы и, следовательно, финансовой свободы.
  • Согласно классификации психолога В. В. Юстицкиса, существуют еще несколько видов скрытых форм семейного неблагополучия. Это «недоверчивые», «легкомысленные» и «хитрые» ячейки общества.

Разбирать ситуацию в каждой семье следует индивидуально.

Важно! Не только рукоприкладство или жестокое обращение с детьми может стать причиной отклонений в развитии ребенка. Отсутствие доверительных отношений с обоими родителями, неумение выражать свои чувства может привести к появлению проблем в психическом становлении личности.

Дети в социально неблагополучных семьях

Дети из явно неблагополучных семей отличаются от своих сверстников не в лучшую сторону. Все зависит от степени разлада и характера проблем у них дома. Чтобы своевременно найти проблемную семью, педагогам, воспитателям, родственникам, не проживающим совместно, необходимо обращать внимание на общее состояние детей:

  1. синяки, следы побоев, появление которых не могут объяснить;
  2. постоянно неопрятный внешний вид;
  3. хроническая усталость, изможденность, сонный вид;
  4. характерны резкие вспышки агрессии, которые быстро сменяются на состояние подавленности;
  5. истощение из-за недоедания, потери сознания, постоянный голод;
  6. плохо развитая речь;
  7. заторможенность, отсутствие крупной и мелкой моторики;
  8. плохая успеваемость;
  9. можно наблюдать у детей сильное желание получить внимание, ласку со стороны окружающих;
  10. проблемы в общении со взрослыми и сверстниками.

На помощь детям из социально неблагополучных семей приходят органы опеки и соцзащиты. Негативная обстановка дома сказывается на общем физическом состоянии ребенка, он начинает много болеть из-за ослабленного иммунитета.

Из-за недоедания у них могут возникнуть проблемы с развитием внутренних органов.

Практически всегда стресс, перенесенный в раннем детстве, сказывается на работе ЦНС, сердечно-сосудистой системы, работе органов ЖКТ, дыхательной системы.

Своевременная диагностика детей из социально неблагополучных семей позволит в будущем предотвратить увеличение числа таких нездоровых ячеек общества.

Ведь ребенок, выросший в условиях психологического и физического насилия, просто не знает другой жизни. Кроме того, при общении со сверстниками, он может проявлять агрессию, выражаться непристойными словами, копировать поведение взрослых.

Это может стать примером для других детей, которые впитывают всю информацию, подобно губке.

Важно! Многие хронические болезни, мучающие человека всю жизнь, берут свое начало в детском возрасте. Стоит своевременно обращать внимание на отклонения в развитии дошкольников и подростков!

Как выявить и куда обращаться

Выявление социально-неблагополучных семей иногда занимает достаточно длительный период времени. Не всегда проблемы всех или одного из родственников сказываются на поведении или внешнем виде. Так душевные переживания, страдания зачастую не придаются огласке, даже самые ближайшие люди, родители не догадываются о проблемах своих детей.

Для малышей детсадовского и дошкольного возраста разработаны некоторые алгоритмы и методы выявления благополучных и неблагополучных семей.

При поступлении в детский сад или школу создаются специальные комиссии, которые изучают условия жизни маленьких граждан.

В этом случае есть большая вероятность выявить проблемы в той или иной ячейке общества еще на ранних стадиях, оказать помощь семьям, нуждающимся в поддержке.

Определить, в каких условиях растет ребенок, возможно из бесед, которые проводят с ним психологи и педагоги без присутствия родителей.

Постоянное общение не только с малышами, но и их родителями, посещение квартиры или дома, где проживает семья, способствует определению статуса «неблагополучной».

В этом случае директор образовательного учреждения обращается в социальную службу, которая берет на себя ответственность и обязательство помогать данным людям.

Методические рекомендации по выявлению социально-неблагополучных семей рассматривают как источники информации родственников, соседей, обращения самих несовершеннолетних в органы соцзащиты. Для раннего выявления проблемных ячеек общества между собой должны сотрудничать:

  1. инспекция по делам несовершеннолетних;
  2. районные отделы органов внутренних дел;
  3. школы и дошкольные учреждения;
  4. социально-педагогический центр;
  5. женские консультации, детские отделения районных больниц.

В зависимости от типа проблем, органы государственной власти включаются в работу с неблагополучной семьей, чтобы оказать помощь.

Важно в таком случае родителям не закрываться от общения с психологами и социальными работниками, а идти навстречу, проявлять инициативу в решении накопившихся проблем.

Выделяют следующие факторы риска, устранив которые можно побороться за сохранение нормальной ячейки общества:

  • При наличии социально-экономического фактора, отвечающего за общее благосостояние всех членов семьи, помощь может быть оказана в виде сбора документов и оформления всех полагающихся выплат для малоимущих и нуждающихся граждан.
  • К медико-санитарным факторам относят заболевания родителей, плохую наследственность, вредные условия труда матери, пренебрежение санитарными нормами со стороны взрослых. Устранить все эти факторы можно только при желании и активном участии родителей.
  • Неполные и семьи, где родители повторно вступают в брак, приводят в дом сводных братьев и сестер, также нуждаются в помощи психолога.
  • Аморальное поведение родителей, пристрастие к химическим веществам, алкоголизм необходимо лечить в специализированных учреждениях. При болезни обоих родителей дети помещаются в приюты и детские дома. В этом случае восстановить права взрослые смогут только доказав, что полностью излечились от пагубной привычки.

Выявив социально неблагополучную ячейку общества, главной задачей работников органов социальной защиты становится налаживание диалога как со взрослыми, так и с несовершеннолетними. Зачастую добиться понимания со стороны родителей, подающих негативный пример, сложнее, чем с малолетними детьми и даже подростками.

Отсутствие необходимого воспитания и ухода внутри социально неблагополучных семей сказывается не только на самом ребенке, но и на обществе вокруг него.

Чтобы сохранить полноценную любящую семью, где каждый ее член готов прийти на помощь и поддержать другого, родители должны прежде всего начать с воспитания себя.

Только собственным примером можно привить своим чадам любовь к окружающим, заботу, сопереживание и другие моральные ценности.

Источник: https://opeka-rf.ru/sirotam/neblagopoluchnye-semi/

Семейное неблагополучие и его влияние на будущее ребенка

Социально неблагополучные дети

Проблема семейного неблагополучия и его влияние на целостное развитие ребенка очевидна, так как под воздействием социально-экономических изменений возникли и усугубились проблемы безработицы, значительно возросло число семей, находящихся за чертой бедности, а также участились случаи алкоголизма и наркомании в семье.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его социальной среде. Окружающее имеет решающее значение для процесса воспитания. Особенно важно влияние малых групп, в которых ребенок взаимодействует с другими людьми. Это семья, школьный класс, неформальные группы общения.

Неблагополучная семья отрицательно влияет на поведение ребенка. Неадекватное поведение родителей и семья с нездоровой нравственной атмосферой формирует у ребенка эмоциональный и психологический дискомфорт и, как следствие отклоняющееся поведение. В связи с этим роль неблагополучных семей несет отрицательный характер.

Сложность в общении с детьми в таких семьях ухудшает общую эмоциональную обстановку и делает жизнь ребенка сложной, вызывая большое количество проблем.Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы. Первую группу составляют семьи с явной формой неблагополучия – это конфликтные, проблемные семьи, асоциальные, аморально – криминальные семьи.

 Обычно в семье с явной формой неблагополучия ребенок испытывает физическую и эмоциональную отверженность со стороны родителей (недостаточная забота о нем, неправильный уход и питание, различные формы семейного насилия, игнорирование его душевного мира переживаний).

Вследствие этих неблагоприятных внутрисемейных факторов у ребенка появляются чувство неадекватности, стыд за себя и родителей перед окружающими, страх и боль за свое настоящее и будущее.

                                                Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности.

Однако ценностные установки и поведение родителей резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей.

Отличительной особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания на первый взгляд незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение, тем не менее, они оказывают разрушающее действие на личностное формирование детей.

В числе таких семей могут оказаться и семьи  известных, состоятельных людей, пограничные семьи, семьи с недееспособными членами, с детьми-инвалидами, семьи с нарушением структуры семейных ролей. В семьях со скрытой формой неблагополучия гораздо труднее разглядеть неблагополучие по отношению к детям.

И только пристальное внимание к анализу семейной атмосферы, в которой проходила жизнь ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, позволяет выяснить, что благополучие было относительным.

Внешне урегулированные отношения в семьях зачастую являются своеобразным прикрытием царящего в них эмоционального отчуждения как на уровне супружеских, так и детско-родительских отношений. Дети нередко испытывают острый дефицит родительской любви, ласки и внимания из-за служебной или личной занятости родителей.

Необходимость сохранения семьи может поддерживаться убежденностью взрослых в том, что это нужно в первую очередь ребенку, хотя на самом деле здесь могут преследоваться какие-то свои личные соображения. Увлеченные своими делами взрослые даже не замечают, как изменяется личность ребенка, чутко улавливающего фальшь в их взаимоотношениях.

                                   Длительное проживание ребенка в семье, где царит отчуждение и насилие, приводит к снижению у ребенка эмпатии – способности понимать других и сочувствовать им. Это затрудняет в дальнейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны. 

Неблагополучие в семье ведет к психической травматизации детей, агрессивности, дисбалансу в сфере общения, увеличению числа правонарушителей, педагогической запущенности. Им присуща одна характерная черта – нарушение социализации в широком смысле слова: неспособность адаптироваться к незнакомой среде, к новым обстоятельствам, гиперсексуальность, воровство, агрессивность, утрата интереса к труду, лень, отсутствие ценностных ориентаций, отсутствие норм морали и нравственности, принятых в обществе, бездуховность, утрата интереса к знаниям, вредные привычки. И вместе с тем никто другой не может «возродить» общество, как это способна сделать семья. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. 

Понятно, что будущее таких ребят во многом зависит от того, куда и к кому они попадут. В большинстве случаев им надо помогать с выбором профессии, жильем, обустройством в жизни.

Если их предоставить самим себе, то многих, безусловно, ждет довольно сложное будущее. Слишком они неустойчивые. Слишком большой и важный период в своей жизни они потеряли.

Им трудно быть как все, а тут еще и общество давит на них с удвоенной силой.

Благоприятные условия для духовного роста ребенка и нормального психического развития может создать только семья, основанная на взаимном уважении интересов, ценностей, позиций, мнений детей и родителей, характеризующаяся равенством во взаимоотношениях, доверием, порядочностью, откровенностью, открытостью.

Именно такая семья становится сферой абсолютной защищенности, абсолютного принятия человека вне зависимости от его талантов, жизненного успеха, финансового положения и является надежной опорой, психологическим убежищем от столкновений с внешней средой, местом восстановления душевных сил и эмоционального равновесия при стрессовых ситуациях.

Информацию предоставил:                                             Лебедева Е.В., методист

организационно-методического отделения

Источник: https://zabota139.msp.midural.ru/deiatelnost-u139/sovety-specialistov/semeynoe-neblagopoluchie-i-ego-vliyanie-na-budushchee-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.