Подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Судам общей и арбитражной юрисдикции

Подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Защиту нарушенных или оспариваемых прав и свобод осуществляют многочисленные органы и лица, среди которых административные органы, нотариусы, третейские суды, суды общей и арбитражной юрисдикции. Существуют правила, определяющие относимость конкретного спора к ведению конкретного органа, которые и называются подведомственностью.

Подведомственность – это относимость нуждающихся в разрешении гражданских, административных, экономических дел к ведению конкретных юрисдикционных органов: государственных судов, третейских судов, административных органов, нотариата, других органов и организаций.

Подведомственность бывает исключительной, альтернативной, условной и договорной.

Исключительная подведомственность закрепляет правило, согласно которому определенные категории дел подлежат рассмотрению только государственными судебными органами в лице судов общей и арбитражной юрисдикции, никакие другие органы данные споры рассматривать и разрешать не вправе. К числу таких споров относятся дела, возникающие из публичных правоотношений, дела о несостоятельности (банкротстве), дела приказного производства и другие.

Альтернативная подведомственность предусматривает законную возможность рассмотрения спора не только судом, но и любым внесудебным органом, например административным органом, третейским судом, медиатором, нотариусом.

Например, уплата алиментов на ребенка может осуществляться на основании удостоверенного нотариусом и имеющего силу исполнительного листа соглашения об уплате алиментов, а может осуществляться на основании решения суда общей юрисдикции.

Условная подведомственность устанавливает в качестве условия реализации права на обращение в суд обязательность соблюдения досудебного порядка урегулирования спора.

Например, согласно ч. 2 ст.

138 Налогового кодекса Российской Федерации, ненормативные акты налоговых органов, деяния их должностных лиц могут быть обжалованы в суд только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган.

Договорная подведомственность определяет относимость спора конкретному юрисдикционному органу соглашением сторон. Однако не подлежат изменению сторонами правила исключительной подведомственности.

Последствия несоблюдения правил подведомственности влекут определенные процессуальные последствия в виде возвращения искового заявления (судами общей юрисдикции) или оставления искового заявления без рассмотрения (арбитражными судами).

Подсудность – это относимость подведомственных судам общей и арбитражной юрисдикции гражданских, административных, экономических дел к ведению конкретного суда судебной системы для их рассмотрения по первой инстанции.

Иными словами, определив относимость спора к ведению конкретного юрисдикционного органа (подведомственность), то есть суда, надлежит установить, какой суд должен рассматривать спор в качестве суда первой инстанции.

Подсудность бывает родовой и территориальной.

Родовая подсудность – это правило, означающее относимость нуждающегося в судебном разрешении спора к ведению конкретного судебного звена.

Судами, рассматривающими и разрешающими дела по первой инстанции, являются все звенья судов общей юрисдикции, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и арбитражные суды округов, а также Верховный Суд Российской Федерации.

Например, дела о выдаче судебного приказа рассматриваются мировыми судьями, а заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок рассматривается краевыми, областными и другими приравненными к ним судами, а также арбитражными судами округов. Избирательные дела местного, регионального и федерального уровня, а также дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются, соответственно, районными судами, краевыми, областными и другими приравненными к ним судами и Верховным Судом Российской Федерации.

Территориальная подсудность – правило, определяющее пространственную компетенцию одного и того же суда судебной системы по рассмотрению гражданских, административных, экономических дел. Территориальная подсудность может быть общей, альтернативной, исключительной, по связи дел и договорной.

Общая территориальная подсудность – это общее правило, предусматривающее предъявление иска в суд общей или арбитражной юрисдикции по месту жительства гражданина-ответчика, месту нахождения организации-ответчика.

Альтернативная территориальная подсудность – это предусмотренное процессуальным законом правило, предоставляющее истцу право выбора суда, в который можно подать исковое заявление.

Наиболее распространенным примером альтернативной территориальной подсудности является право истца подать исковое заявление также по месту своего проживания, жительства, если спор касается социально значимых прав и законных интересов: взыскания алиментов, установления отцовства, возмещения вреда от повреждения здоровья, смерти кормильца. Также, например, иск к юридическому лицу из деятельности его филиала, представительства, расположенных вне места нахождения юридического лица, может быть предъявлен в арбитражный суд как по месту нахождения юридического лица, так и по месту нахождения его филиала, представительства.

Исключительная территориальная подсудность – это процессуальное правило, предусматривающее рассмотрение определенных категорий дел строго определенными судами, не допускается применение правил иных видов территориальной подсудности.

Например, иски о правах на недвижимое имущество подлежат рассмотрению судами по месту его нахождения, иски о признании должника несостоятельным (банкротом) рассматриваются только арбитражными судами, а иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки грузов, пассажиров или багажа, предъявляются по месту нахождения перевозчика, к которому была предъявлена претензия.

Территориальная подсудность по связи дел – это правило, предоставляющее истцу право выбора суда, в который он намерен подать исковое заявление, в зависимости от места нахождения, жительства одного из ответчиков либо всех ответчиков, при этом выбор суда, в отличие от правил альтернативной подсудности, происходит только по признаку места жительства, нахождения ответчика (ответчиков).

Договорная территориальная подсудность – это правило, предусматривающее возможность соглашением сторон (пророгационным соглашением) изменить общую и альтернативную территориальную подсудность конкретного дела, рассмотрение которого не регулируется нормами исключительной территориальной и родовой подсудности. Иными словами, стороны спора для более удобного его разрешения могут изменить установленные законом диспозитивные правила подсудности, кроме правил исключительной территориальной подсудности и родовой подсудности.

Процессуальный закон закрепляет конкретные случаи передачи дела из одного суда в другой, связанные либо с волеизъявлением сторон, либо с обстоятельствами, препятствующими дальнейшему законному судебному разбирательству. Несоблюдение правил подсудности влечет возвращение судом искового заявления.

СХЕМЫ К ТЕМЕ N 3

Схема N 1. Понятие и виды подведомственности.

Подведомственность и право на обращение в суд

Схема N 2. Органы защиты прав граждан и организаций

в сфере гражданской юрисдикции

Схема N 3. Разграничение подведомственности

Схема N 4. Правила определения подведомственности

Схема N 5. Коллизии подведомственности:

разграничение подведомственности между судами

общей и арбитражной юрисдикции

Схема N 6. Коллизии подведомственности:

подведомственность нескольких

связанных между собой требований

Схема N 7. Порядок разрешения коллизий подведомственности

Схема N 8. Последствия несоблюдения

правил о подведомственности

Схема N 9. Понятие и виды подсудности

Схема N 10. Родовая подсудность: мировой судья

Схема N 11. Родовая подсудность: арбитражные суды

Схема N 12. Родовая подсудность: суды общей юрисдикции

Схема N 13. Родовая подсудность: Верховный Суд РФ

Схема N 14. Подсудность дел военным судам

Схема N 15. Территориальная подсудность

Схема N 16. Исключительная подсудность

Схема N 17. Подсудность по связи дел

Схема N 18. Основания передачи дела в другой суд



Источник: https://infopedia.su/16x14ea.html

Как определить подведомственность дел судам

Подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Как определить подведомственность дел судам? Подведомственность является одним из юридических условий, определяющих возникновение права на обращение в суд.

Судебная подведомственность определяет компетенцию Конституционного суда Российской Федерации (конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов по рассмотрению того или иного дела.

Дела, подведомственные судам общей юрисдикции, получили наименование «гражданских дел».

В общем виде подведомственность судам общей юрисдикции определена в ч. 3 ст. 22 ГПК РФ, согласно которой суды общей юрисдикции разрешают все дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов. К ним относятся:

  • исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений;
  • дела, разрешаемые в порядке приказного производства;
  • дела, возникающие из публичных правоотношений;
  • дела особого производства;
  • дела об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов;
  • дела о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений.

Суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций.

Кроме того, необходимо помнить о том, что если в заявлении содержатся несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, и разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции.

Если же разделение требований возможно, судья выносит определение о принятии требований, подведомственных суду общей юрисдикции, и об отказе в принятии требований, подведомственных арбитражному суду.

Подведомственность дел арбитражным судам

Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее — индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Арбитражные суды рассматривают дела:

  1. о несостоятельности (банкротстве);
  2. по спорам, указанным в статье 225.1 АПК РФ;
  3. по спорам об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  4. по спорам, вытекающим из деятельности депозитариев, связанной с учетом прав на акции и иные ценные бумаги и с осуществлением предусмотренных федеральным законом иных прав и обязанностей;
  5. по спорам, вытекающим из деятельности публично-правовых компаний, государственных компаний, государственных корпораций и связанным с их правовым положением, порядком управления ими, их созданием, реорганизацией, ликвидацией, организацией и с полномочиями их органов, ответственностью лиц, входящих в их органы;
  6. по спорам о защите интеллектуальных прав с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами, а также по спорам, отнесенным к подсудности Суда по интеллектуальным правам в соответствии с частью 4 статьи 34 АПК РФ;
  7. о защите деловой репутации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  8. другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Подведомственность дел судам общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, отнесенные к их компетенции, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Суды общей юрисдикции рассматривают:

  1. все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, за исключением дел, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации рассматриваются другими судами;
  2. все уголовные дела;
  3. иные дела, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами к их ведению.

Территориальная подсудность и иные правила распределения дел по подсудности между судами общей юрисдикции устанавливаются федеральными законами.

Подведомственность дел об административных правонарушениях

В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают судьи.

В случае преобразования, иной реорганизации либо переподчинения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений и дополнений подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматривают орган, учреждение, их структурные подразделения или территориальные органы, которым переданы указанные функции.

В случае изменения наименований указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов, должности должностного лица должностные лица этого органа, учреждения, их структурных подразделений или территориальных органов продолжают осуществлять полномочия, связанные с рассмотрением дел об административных правонарушениях, до внесения в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации соответствующих изменений.

Друзья, как определить подведомственность дел судам

Источник: https://law-raa.ru/kak-opredelit-podvedomstvennost-del-sudam.html

В действующем законодательстве нет четких критериев разграничении подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными

Подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов

На данный момент обратиться за защитой прав и законных интересов группы лиц можно только в арбитражный суд (ст. 225.10 Арбитражного процессуального кодекса).

С 1 октября суды общей юрисдикции также будут рассматривать коллективные исковые заявления, хотя по результатам опроса, проведенного порталом ГАРАНТ.РУ в декабре 2018 года, только 45% читателей посчитали, что эта инициатива будет успешной (п. 5 ст.

3 Федерального закона от 18 июля 2019 года № 191-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

При этом на практике возникают ситуации, когда арбитражные суды отказывают не только в принятии коллективных, но и иных исковых заявлений с участием физических лиц из-за отсутствия четких критериев отнесения дел к их подсудности. Далее подробно рассмотрим позиции судов, а также мнения экспертов.

Отказ в рассмотрении коллективного иска в арбитражном суде

По одному из дел Арбитражный суд города Москвы прекратил производство, связанное с рассмотрением коллективного искового заявления граждан к организации о взыскании стоимости пользования нежилыми помещениями (определение о прекращении производства от 13 сентября 2017 года по делу А40-136718/17-35-1241).

Суть дела заключалась в том, что у истца и лиц, присоединившихся к его требованиям, в общей долевой собственности находились помещения многоквартирного дома (ст. 225.10 АПК РФ). Данные помещения входили в состав объектов недвижимого имущества, принадлежащих ИП.

Несмотря на то, что ранее эти помещения были у него истребованы по решению суда, он сдавал их в аренду сторонней организации. В свою очередь, данная компания по итогам проведенного аукциона заключила договор субаренды с организацией, которая и стала ответчиком по делу.

Истец и присоединившиеся к нему лица утверждали, что ИП не являлся собственником спорных нежилых помещений, соответственно, он не мог заключить договор аренды с последующей передачей в субаренду.

В связи с этим истцы просили взыскать в свою пользу стоимость пользования нежилыми помещениями в качестве возврата и возмещения всех доходов, которые организация по договору субаренды извлекла и должна была извлечь за период незаконного владения и пользования указанными помещениями.

Арбитражный суд отметил, что данный иск не подлежит рассмотрению, исходя из следующих рассуждений:

  • не менее пяти лиц должны обратиться в суд в целях защиты законных интересов группы по делам, касающимся корпоративных споров, осуществления деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг или на основании других требований, предусмотренных законом (ч. 1-2 ст. 225.10, ст. 225.11 АПК РФ). Причем данные лица должны быть участниками одного правоотношения, то есть у них имеется единый предмет спора;
  • каждое из лиц, присоединившихся к требованию, просило взыскать неосновательное обогащение в пропорциональном соотношении к их доли собственности в определенном размере, следовательно, предмет иска не является общим для всех. У участников имеются однородные правоотношения, но при этом нет единого спорного.

Напомним, что арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1-2, ч. 6 ст. 27 АПК РФ).

При этом допускается возможность рассмотрения арбитражными судами экономических споров и иных дел с участием граждан, не имеющих статус ИП, но лишь в том случае, когда это прямо предусмотрено АПК РФ либо иными федеральными законами (ст. 28, ст. 225.1 АПК РФ).

В определении арбитражного суда было указано, что экономический характер правоотношений является основным критерием разграничения подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Однако в отношении рассматриваемого дела суд не нашел оснований для квалификации заявленных требований как вытекающих из предпринимательской или иной экономической деятельности, так как оно не относится ни к корпоративному спору, ни к связанному с ценными бумагами.

МНЕНИЕ

Илья Федотов, советник юридической фирмы КЛИФФ:

“При кажущейся на первый взгляд простоте на практике вопрос разграничения компетенции до сих пор вызывает сложности, а четкой формулы для отнесения спора к категории экономического закон не дает.

Последнее вполне объяснимо, так как само понятие “экономика” является довольно широким и включает в себя всю систему производства, распределения и потребления в обществе. При схожем субъектном составе и характере споров арбитражные суды могут прийти к прямо противоположным выводам о наличии компетенции по рассмотрению соответствующих дел.

А значит, несмотря на множество существующих обзоров судебной практики и разъяснений высших судебных инстанций, проблема разграничения компетенций общих и арбитражных судов сохраняется”.

Кроме того, в определении суда было указано, что положения о рассмотрении дел о защите прав и законных интересов группы лиц не устанавливают и не изменяют критерии подведомственности дел арбитражным судам (гл. 4, гл. 28.2 АПК РФ).

Арбитражный суд, рассматривающий дело, подчеркнул, что в действующем законодательстве отсутствует норма, позволяющая ему рассмотреть описанный спор с участием физических лиц.

По мнению суда, истец и присоединившиеся к его требованиям лица имеют тот же интерес, в их требованиях содержатся общие вопросы права и доказательства, но существующие правоотношения различны, и их необходимо рассматривать индивидуально или в порядке процессуального соучастия. А это потребует присутствия представителей всех сторон, что может значительно затруднить рассмотрение дела.

На основании этого суд сделал вывод, что групповые споры с участием граждан могут рассматриваться арбитражными судами при соблюдении условий подведомственности гражданско-правовых споров. Однако в данном случае, по мнению суда, условия подведомственности для рассмотрения дела арбитражным судом отсутствуют, поэтому оно должно быть передано в суд общей юрисдикции.

МНЕНИЕ

Юлия Карпова, партнер юридической фирмы “Инфралекс”:

“Несмотря на то, что институт групповых исков предусмотрен только в АПК РФ, это не отменяет общие правила о подведомственности споров. И мы с таким подходом согласны.

С нашей точки зрения, нет оснований для того, чтобы к групповым искам применять особые, специальные правила подведомственности. В системе арбитражных судов уже существует сложившаяся практика применения норм о подведомственности, в том числе в отношении групповых исков.

Дополнительное законодательное регулирование данного вопроса, с нашей точки зрения, являлось бы излишним, поскольку предусмотреть все многообразие споров просто не представляется возможным.

В любом случае, можно с уверенностью говорить, что к экономическим спорам нельзя относить споры, касающиеся личных, семейных, домашних и иных нужд граждан, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности”.

Может ли арбитражный суд отказать в рассмотрении экономического спора при участии гражданина?

Гражданин-истец обратился в районный суд с исковым заявлением к ИП, а также двум гражданам о взыскании суммы займа, процентов за пользование займом и чужими денежными средствами. В обоснование своих требований указал, что между ними было заключено соглашение о партнерстве и сотрудничестве.

Суд отказал в принятии заявления, указав, что оно не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства (п. 1 ч. 1 ст.

134 Гражданского процессуального кодекса) (определение Черемушкинского районного суда города Москвы от 25 ноября 2016 года по делу № М-13469/2016 имеется в распоряжении портала ГАРАНТ.РУ).

В определении районного суда отмечалось, что исковое заявление затрагивает экономический спор, связанный с осуществлением предпринимательской деятельности, соответственно, исковое заявление должно рассматриваться в арбитражном суде (ч. 1-2 ст. 27, ст. 28 АПК РФ).

В связи с этим истец обратился в Арбитражный суд города Москвы с аналогичными требованиями, однако суд тоже отказал в принятии искового заявления (определение Арбитражного суда города Москвы от 26 июня 2017 года по делу № А40-106472/17-31-996).

Суд отметил, что определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются предмет спора, экономический (имущественный) характер требования, а также субъектный состав.

Кроме того, согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации вопрос о разграничении подведомственности дел с участием граждан между судами общей юрисдикции и арбитражными судами должен решаться, исходя из критерия субъектного состава спора (Определение КС РФ от 13 мая 2014 г. № 985-О).

Арбитражный суд обратил внимание на то, что в материалах дела отсутствует информация о наличии у истца статуса ИП. При этом гражданские дела подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если хотя бы одна из сторон – гражданин, но дело возникло не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности (п.

3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 18 августа 1992 г. № 12/12 “О некоторых вопросах подведомственности дел судам и арбитражным судам”).

В связи с этим суд, рассматривающий исковое заявление, подчеркнул, что каких-либо исключений, касающихся участия в арбитражном процессе гражданина, не имеющего статуса ИП по спорным правоотношениям, АПК РФ и иные федеральные законы не содержат.

Вышестоящая инстанция не согласилась с этим и встала на сторону истца (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 сентября 2017 года по делу № А40-106472/17).

Апелляционный суд обратил внимание на то, что районный суд отказал в принятии искового заявления с аналогичными требованиями в связи с его подведомственностью арбитражному суду, который также не принял исковое заявление.

По мнению суда, прекращение производства по данному делу фактически лишает истцов гарантированного права на судебную защиту (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, ст. 4 АПК РФ). В связи с этим апелляционный суд отменил определение нижестоящего суда и направил вопрос на рассмотрение по существу.

В итоге после возврата искового заявления в суд первой инстанции решение было вынесено в конце 2018 года в пользу истца (решение Арбитражного суда от 12 декабря 2018 года по делу № А40-106472/17-31-996). Но в связи с тем, что районный и арбитражный суды отказывались принимать и рассматривать исковое заявление гражданина, с момента первой его подачи и до рассмотрения прошло около двух лет.

***

Определяющими моментами отнесения того или иного дела к подведомственности арбитражных судов являются предмет спора, экономический (имущественный) характер требования, а также субъектный состав. В связи с тем, что на практике этого недостаточно, Илья Федотов предложил закрепить в АПК РФ критерии отнесения дел к подведомственности арбитражному суду.

По его словам, можно пытаться определить экономический характер спора через его связь с видами хозяйственной деятельности участников, например, указанными в ОКВЭД, или через направленность требований на защиту коммерческих интересов сторон и извлечение прибыли. Однако, как уже было указано ранее, не все юристы разделяют эту точку зрения.

Так, по мнению Юлии Карповой, дополнительное законодательное регулирование вопроса подведомственности является излишним, поскольку предусмотреть все многообразие споров не представляется возможным. Кроме того, некоторые эксперты предлагают разрешать в арбитражном суде еще и споры о распределении общего имущества супругов с участием банкрота.

Например, руководитель экспертного совета при Российском Союзе саморегулируемых организаций арбитражных управляющих Эдуард Олевинский считает, что это позволит существенно сэкономить сроки проведения процедур банкротства и предотвратить явные злоупотребления, в случаях, когда должнику присуждают огромные суммы алиментов, явно несоразмерные разумной потребности его иждивенцев.

ИП, корпоративное право, обязательства, сделки, практические ситуации, проверки организаций и ИП, судебная практика, судопроизводство, учет убытков, физлица, экономика, юрлица, КС РФ, Илья Федотов, Эдуард Олевинский, Юлия Карпова

Подписаться на наш канал в Яндекс.Дзене

Документы по теме:

Источник: https://www.garant.ru/article/1287877/

Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами

Подведомственность судов общей юрисдикции и арбитражных судов

Общие положения.

В ч. 3 ст.

22 ГПК РФ сформулировано общее, вытекающее из указанной выше особенности судебной системы Российской Федерации, правило разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами: суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают все указанные выше дела, за исключением экономических споров и других дел, отнесенных федеральным конституционным законом и федеральным законом к ведению арбитражных судов.

Основным законодательным актом, определяющим компетенцию арбитражных судов и, следовательно, имеющим непосредственное отношение к решению вопросов о разграничении подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами, является Арбитражный процессуальный кодекс РФ (АПК), принятый 14 июня 2002 г. (в ред. ФЗ от 19.07.2009 №205-ФЗ).

Для правильного определения подведомственности дел судам общей юрисдикции необходимо обращаться не только к нормам ГПК, но и к нормам АПК, а также другим федеральным законам.

АПК 2002 г. по сравнению с действовавшими ранее АПК (1992 г. и 1995 г.) значительно расширил предметную компетенцию арбитражных судов и соответственно ограничил подведомственность гражданских дел судам общей юрисдикции.

Отнесение дел к подведомственности арбитражных судов, по общим правилам (ст. 27 АПК) осуществляется на основе совокупности двух критериев: 1) по характеру спораи 2) по субъектному составу участников спора.

До 2002 года на практике доминирующую роль в определении подведомственности играл именно субъектный состав участников спорного правоотношения, поскольку он, как правило, связывался с наличием определенного правового статуса.

А вот использование для определения подведомственности такого критерия, как характер спорного правоотношения, в ряде случаев было весьма затруднительно, поскольку споры из гражданских и административных правоотношений рассматриваются и судами общей юрисдикции.

Определение подведомственности исходя из субъектного состава в ряде случаев вызвало серьезные негативные последствия, например, по делам, связанным с применением законодательства об акционерных обществах и товариществах.

В частности, исходя из этого критерия решение собрания акционеров могло обжаловаться акционером – юридическим лицом в арбитражный суд по месту нахождения общества, а акционером – физическим лицом в суд общей юрисдикции, причем по месту жительства гражданина.

Это привело к тому, что появились “параллельные” судебные процессы, множественность судебных актов, порой исключающих друг друга, и т.п.

Данные обстоятельства были учтены законодателем в изменении подходов к определению правил подведомственности и нашли отражение в ст. 27 АПК, в ч. 1 которой во главу угла поставлен предметный критерий определения подведомственности дел арбитражным судам.

Отступления от этих критериев, т.е. дополнения общих правил, установлены специальными нормами (п. 1 ст. 29, ст. 32, п. п. 4 и 5 ч. 1 и ч. 2 ст. 33 АПК РФ).

Экономический характер спора как критерий разграничения подведомственности дел между судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

Первым критерием, по которому проводится разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами и определяется подведомственность дел последним, является характер спора.

Характер споров, разрешение которых отнесено к подведомственности арбитражных судов, в общей форме определяет Конституция Российской Федерации, устанавливая статус Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации как высшего судебного органа по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (ст. 127).

Эти положения развиваются в Федеральном конституционном законе “Об арбитражных судах в Российской Федерации” (ст. ст. 4, 5), а также в АПК РФ(ст. ст. 27, 28 и др.).

Таким образом, характер споров, разрешение которых по общему правилу отнесено к подведомственности арбитражных судов, законодателем определен как “экономический”.

Однако закон не раскрывает содержания понятия “экономический спор”, а указывает лишь на то, что он связан с осуществлением предпринимательской и “иной экономической деятельности” (ч. 1 ст. 27 АПК).

Что же такое “экономический спор”?

Во-первых, это спор, возникший в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности (ч. 1 ст. 27 АПК).

предпринимательской деятельности раскрывает ГК РФ. Под ней понимается “самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке” (ст. 2).

Под иной – не связанной с предпринимательской – экономической деятельностью следует понимать деятельность тех же субъектов по осуществлению своих имущественных прав (без этого возникновение экономических отношений невозможно), а под иными экономическими спорами – споры, возникающие в сфере имущественных отношений между указанными субъектами.

В отличие от предпринимательства, предполагающего систематическое получение прибыли и осуществляемого лицами, зарегистрированными в качестве юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, иная экономическая деятельность, не охватываемая предпринимательством, не направлена непосредственно на систематическое получение прибыли, но тем не менее приносит доход. По своей природе такая деятельность имеет экономическую основу, связана с хозяйствованием, с удовлетворением материальных потребностей и интересов. При этом закон не связывает иную экономическую деятельность с наличием у лиц, ее осуществляющих, определенного статуса, приобретаемого в установленном законом порядке, как это предусмотрено в ст. 2 ГК применительно к лицам, осуществляемым предпринимательскую деятельность.

В этом смысле в качестве иной экономической деятельности можно рассматривать деятельность связанную с заключением гражданско-правовых договор имущественного характера, осуществляемую некоммерческими организациями, финансово-экономическую деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, деятельность акционеров, вкладывающих средства в акции, рассчитывая получить доход в виде дивидендов.

Довольно широкое понимание иной экономической деятельности дано Конституционным Судом РФ, который, в частности, рассматривает в качестве такой деятельности инвестирование гражданами своих сбережений посредством заключения договоров банковского вклада в расчете на получение дохода в виде процентов (Постановление Конституционного Суда РФ от 22.07.2002 N 14-П.)

Экономические споры – споры между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя (а в случаях, установленных АПК и другими федеральными законами, – образованиями, не являющимися юридическими лицами, и гражданами, не имеющими статуса индивидуального предпринимателя, государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами и должностными лицами), возникающие в сфере предпринимательской деятельности или иных имущественных отношений.

АПК (ст. ст. 28 и 29) определяет два вида экономических споров, подведомственных арбитражным судам:

– возникающие из гражданских правоотношений;

– возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В судебной практике возник вопрос Каким судам – общей юрисдикции или арбитражным – подведомственны заявления прокурора, поданные в интересах государства, о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, о сносе каких-либо строений, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, за совершение ими экологических правонарушений?

Верховный Суд РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за 4-й квартал 2006 года указал на то, что экологические правонарушения затрагивают не только интересы государства, но и интересы неопределенного круга граждан.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 1 ст. 11 названного Федерального закона (в редакции от 31 декабря 2005 г.

) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом (ст. 80 того же Закона).

Разграничение подведомственности между судами общей юрисдикции и арбитражными судами осуществляется в зависимости от субъектного состава и характера спора.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений.

Как следует из ч. 1 ст. 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражным судам подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку дела по заявлениям прокуроров о приостановлении деятельности предприятия, его структурного подразделения, о сносе строений, принадлежащих юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям, за совершение ими экологических правонарушений, нарушающих права неопределенного круга граждан, не носят экономического характера, данные дела подведомственны судам общей юрисдикции[295].

В ч. 1 ст. 27 АПК РФ разграничиваются понятия “экономические споры” и “другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности”.

Тем самым как бы различаются отнесенные к подведомственности арбитражных судов споры и иные дела, по сути спорами не являющиеся, но представляющие собой требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.

К числу таких других дел относятся, в частности, дела о несостоятельности (банкротстве), об установлении фактов, имеющих юридическое значение, о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений, об отмене решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов и др. При рассмотрении этих дел спор о праве не разрешается, но решаются имеющие значение для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности другие правовые вопросы (устанавливается юридический факт, выдается исполнительный лист и т.п.).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:

Источник: https://zdamsam.ru/b14298.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.