Особенности характера ребенка для анкеты в детсад

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ

Особенности характера ребенка для анкеты в детсад

Евгения Гусева
Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ

Сегодня достаточно часто воспитателям ДОУ приходится писать характеристики на воспитанников для различных целей, в том числе и для представления на обследование психолого-медико-педагогической комиссией, что, к сожалению, случается все чаще.

Предлагаю Вам пример* такой характеристики, отражающий все сферы деятельности ребенка-дошкольника.

* там, где в примере написано курсивом, необходимо либо выбрать из предложенных вариантов, либо более подробно описать наиболее яркие особенности или имеющиеся трудности.

Психолого-педагогическая характеристика на воспитанника ГБОУ детского сада №, группы № …

ФИО ребенка, дата рождения …

Ребенок поступил в детский сад (указать, когда и откуда поступил: из семьи, из другого ДОУ и причины перевода) и в данный момент посещает (младшую, старшую и т. д.) группу. Далее указать были ли длительные перерывы в посещении дошкольного учреждения, по каким причинам.

Ребенок воспитывается в полной/неполной многодетной семье. Проживает с (перечислить всех, с кем проживает ребенок). Воспитанием ребенка в основном занимается (указать).

Семья в целом представляется благополучной/неблагополучной (указать примеры, указывающие на выбранный тип семьи: родители морально устойчивы; ребенок безнадзорен, жестокое обращение с ребенком; пьянство, тунеядство, судимость родителей и т. д.).

Взаимоотношения родителей с ребенком и воспитание в семье можно охарактеризовать как а) демократическое (учитывание интересов ребенка; воспитание в нем дисциплинированности, самостоятельности, инициативности); б) авторитарное (требование от ребенка беспрекословного подчинения, жесткий контроль всех сфер его жизни); в) попустительское (безразличное родительское отношение и отсутствие какого-либо контроля, ребенок предоставлен сам себе); г) гиперопека (чрезмерная забота о ребенке, ограждение его от любых трудностей и забот, чрезмерный контроль).

При поступлении в детский сад адаптация прошла плохо/с большими трудностями/достаточно легко/легко: плакал/не плакал при расставании с родителями, когда перестал плакать, проявлял/не проявлял интерес к помещению группы, игрушкам, к сверстникам, взрослым; с первых ли дней обедал и оставался на сон.

Особенности внешнего вида. Ребенок сутулится/не сутулится при ходьбе, сидя. Походка ровная/неровная, спокойная/стремительная, по группе передвигается в основном шагом/бегом.

Мимика и жесты: описать ярко выраженные особенности или трудности. Внешний вид ребенка опрятный/неопрятный, ухоженный/запущенный. Если есть, указать яркие особенности: грязная одежда, неприятный запас от ребенка и т.

д.

Физическое состояние и соматическое здоровье. Группа здоровья – указать. Вес (кг) и рост (см) ребенка соответствуют/не соответствуют возрасту. Сведения о хронических заболеваниях отсутствуют (если есть, указать, какие). Детский сад по причине болезни пропускает часто/редко. Энурезом и энкопрезом не страдает/страдает.

Дневной сон продолжительный/кратковременный (минут), процесс засыпания быстрый/длительный (описать трудности, самостоятельный/требуется присутствие взрослого; процесс пробуждения быстрый/длительный (описать трудности). Если есть, описать особенности поведения: бегает по кроватям, будит других детей и т. д. Аппетит хороший/плохой/выборочный (описать трудности).

Нарушений движений, парезов, навязчивых движений, тиков, нарушений координации замечено не было (если есть, указать, какие). Общая моторика: норма/незначительные нарушения (описать, какие)/моторно неловок; описать темп, ритм движений.

Движения по словесным инструкциям выполняет без затруднений/с затруднениями (описать, какими). Равновесие удерживает без затруднений/с затруднениями (описать, какими).

Мелкая моторика развита хорошо/недостаточно: описать выполнение следующих действий: застёгивание и расстёгивание различных застежек (пуговиц, кнопок, молний, липучек, шнурков, работа с ножницами, пластилином и мелким сыпучим материалом.

Навыки рисования, лепки и вырезания сформированы/не сформированы (указать имеющиеся трудности). Ведущая рука – правая/левая/амбидекстер.

Навыки самообслуживаниясформированы хорошо/сформированы недостаточно/не сформированы. Ребенок одевается и раздевается самостоятельно/не самостоятельно (указать имеющиеся трудности).

Ест самостоятельно/не самостоятельно (указать имеющиеся трудности), ложку и вилку держит правильно/неправильно; ест быстро/медленно и аккуратно/неаккуратно. В туалет ходит самостоятельно/не самостоятельно (указать имеющиеся трудности).

Гигиенические навыки (умывание, мытье рук, чистка зубов, расчесывание) сформированы/не сформированы (указать имеющиеся трудности). Свои вещи и постель убирает самостоятельно/не самостоятельно (указать имеющиеся трудности).

Особенности игровой деятельности. В играх с другими детьми в основном занимает лидирующую/пассивную/агрессивную/другую позицию, описать основные проявления: задает правила, обижается, отнимает игрушки, дерется и т. д.

Отдает предпочтение сюжетно-ролевым/подвижным играм/играм по правилам/самостоятельным играм с игрушками.

В играх с игрушками наблюдается устойчивый/не устойчивый интерес к игрушкам; действия с игрушками ориентируются/не ориентируются на свойства и назначение этих игрушек, целевой компонент игры сформирован/не сформирован (описать примеры); заметна широта/узость использования предметов-заменителей; действия с игрушками сопровождаются/не сопровождаются вербальной инструкцией или рассказом. Во время игр по правилам понимает/не понимает правила, следует/не следует правилам игры; четко и правильно/нечетко и неточно выполняет игровые действия. В сюжетно-ролевой игре отмечается доступность/недоступность воображаемой ситуации, широта/бедность игровых сюжетов, устойчивость/неустойчивость в принятии игровой роли, выходит/не выходит из роли во время игры. В процессе игры отражает/не отражает собственный жизненный опыт. Игровую деятельность ребенка характеризует перечислить отличительные черты и характерные действия. Любимая игра – указать, какая и почему.

Особенности познавательной сферы. Познавательные процессы в целом считаем развитыми в пределах возрастной нормы/выше/ниже нормы.

Представления о цвете и форме сформированы/не сформированы: цвета и формы ребенок узнает/не узнает, называет/не называет и соотносит/не соотносит, согласно своему возрасту (указать имеющиеся трудности).

Представления о пространстве и времени также сформированы/не сформированы: право-лево различает/не различает; движение в указанном направлении по словесной инструкции выполняет/не выполняет; время суток, дни недели, месяцы и времена год называет/не называет (указать имеющиеся трудности).

Внимание преобладает произвольное/непроизвольное, во время занятий может/не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться, постоянно отвлекается (указать имеющиеся трудности). Преобладающий вид памяти – зрительная/слуховая/кинетическая.

Память развита хорошо/достаточно хорошо/недостаточно: быстро/медленно запоминает и быстро/медленно забывает, для чего требуется однократное/многократное повторение; стихотворения наизусть ребенок учит самостоятельно/с затруднениями/не учит (указать имеющиеся трудности); рассказы и сказки пересказывает самостоятельно близко к тексту/привносит вымышленные заимствования/концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли/не пересказывает вовсе.

Процессы классификации и обобщения по разным основаниям ребенку доступны/не доступны: группирует/не группирует слова, картинки, предметы по общему признаку, подбирает/не подбирает обобщающее слово к ряду (птицы, животные, овощи, фрукты, мебель, одежда и т. д.

); умеет/не умеет устанавливать простейшие причинно-следственные связи (на улице снег – зима и т. д.); понимает/не понимает содержание сюжетных рядов и картин, составляет/не составляет по ним рассказ (описать примеры, указать имеющиеся трудности).

Имеет/не имеет представления о соотношении цифр с количеством, понимает/не понимает понятия «один-много», владеет/не владеет порядковым счётом в пределах, выполняет/не выполняет простейшие счетные операции: сложение, вычитание, сравнение в пределах, решает/не решает задачи на наглядном материале (описать примеры, указать имеющиеся трудности).

Ребенок не испытывает/испытывает трудности в усвоении материала по программе «(указать программу, по которой работает группа)» и имеет высокий/средний/низкий уровень развития познавательной сферы.

Ему присущ высокий/средний/низкий уровень познавательной активности, высокий/средний/низкий объём представлений об окружающем мире. Свое имя и возраст ребенок называет/не называет; имена родителей, домашний адрес называет/не называет (указать имеющиеся трудности).

Знания о временах года, о животном и растительном мире, о домашнем быте соответствуют/не соответствуют программным требованиям и возрасту (описать примеры, указать имеющиеся трудности).

Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/primer-psihologo-pedagogicheskoi-harakteristiki-na-vospitanika-dou.html

Образец педагогической характеристики на ребенка дошкольного возраста

Особенности характера ребенка для анкеты в детсад

Характеристика 

Ф.И. ребенка _______________________________________________________

Дата рождения ___________________

Адрес ____________________________

Группа ______________________

С какого возраста посещает данную группу______________________________

Сведения о семье

 Состав семьи:

Кто занимается воспитанием ребенка?

Уделяется ли достаточное внимание воспитанию и обучению ребенка?

Физическое развитие (группа здоровья, как часто болеет, аппетит, сон и т.д.)

Поведение в группе и общение с взрослыми  (понимание требований воспитателя, поведение на занятиях, и в играх с детьми)

Уровень  знаний ребенка по разделам программы (знания об окружающем, математические навыки, рисование, трудовое обучение, какие затруднения испытывает в обучении)

Отношение к НОД (какие занятия  предпочитает, устойчивость внимания, нуждается ли в помощи,  заинтересованность в выполнении заданий, понимание сложных многоступенчатых инструкций, не доводит дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый; принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую) ; как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: (не) стремится преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход)

  Речевое развитие: словарь (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме, ограничен; аграмматизмы; связная речь (пользуется или нет, фраза, предложения); звукопроизношение (общая смазанность речи, пропуски, искажения) ; особенности фонематического слуха: сохранный, развит недостаточно, нарушен) 

Состояние общей и мелкой моторики (координация движений, ведущая рука,  владение  ножницами, карандашом, кисточкой)

 Работоспособность (как включается в работу, переключаемость с одного вида деятельности на другой, темп  работы)

 Игровая деятельность: (любимые игры; сюжет, содержание игр, их длительность; как ведет себя в играх; какие роли предпочитает; умеет ли довести игру до конца; подчиняется ли правилам игры; взаимоотношения со сверстниками в игре; уровень развития игровой деятельности; проявление воображения в игре; роль в коллективной игре; поведение в конфликтной ситуации; отражает ли свой опыт в игр; (не) умеет поддерживать игру)

 Социально – бытовые навыки (помощь воспитателю и детям, опрятность, описывается развитие культурно – гигиенических навыков и умений: может ли самостоятельно пользоваться туалетными принадлежностями, умываться, мыть руки, расчесывать волосы; может ли самостоятельно одеться, раздеться, обуться, застегнуться, завязать и развязать шнурки; может ли самостоятельно есть, пить, пользоваться ложкой, вилкой; умет ли убирать свои вещи и постель и т. д.)

Эмоциональное состояние в различных ситуациях  (раздражение, агрессия,  испуг, истерики,  заторможенность)   (преобладающее настроение – подавленность, злобность, агрессивность, замкнутость, негативизм, эйфорическая жизнерадостность, тревожный, возбудимый, неуверенный, импульсивный, стеснительный, доброжелательный, спокоен, уравновешен, двигательно расторможен, испытывает страх перед возможностью неудачи, эмоционально пассивен, внушаем, эмоциональные реакции адекватны, наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям, гневу; общее оживление при выполнении задания (двигательное, эмоциональное, успокаивается сам (а, по просьбе взрослого, при переключении на другую деятельность, наличие фобических реакций (страх темноты, замкнутого пространства, одиночества и др.) ; наличие смелости, решительности, настойчивости, способности сдерживать себя; активность или пассивность в разных видах деятельности; наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с людьми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость.)

Индивидуальные  особенности ребенка

Личностные особенности: (адекватность эмоциональных реакций, активность или пассивность в различных видах деятельности, наличие или отсутствие инициативы, уступчивость, раздражительность, пассивность в процессе общения с детьми и взрослыми; застенчивость, капризность, плаксивость, апатия, навязчивость, робость; преобладающее настроение; поведение: спокойное, адекватное ситуации, беспокойное; нравственные качества: адекватность отношений к родным, сверстникам, другим людям, чувство привязанности, любви, добра, склонность прийти на помощь или вредить, обижать других,  агрессивность, лживость и т. д., умение подчиняться требованиям взрослых, аккуратность, чистоплотность, адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание)

                                                  Дата: _______________________

                                                  Заведующий МБДОУ № 29  ________________________/______________/

                                                  Воспитатели /_____________________________/

                                                                        /_____________________________/

PS: Характеристика оформляется на одном листе в печатном варианте.

ПРИМЕР ЗАПОЛНЕНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 29

143985 Россия МО г. Балашиха, мкр. Саввино, ул. Аллейная, д. 6 тел. 8 (495) 522-28-25

e-mail: savvino38@mail.ru

ХАРАКТЕРИСТИКА

Ф.И.О. ребенка:Иванов Иван
Дата рождения:20.12.2011 г.р.
Домашний адрес:МО г. Балашиха, мкр. Саввино, ул. Аллейная, д. 8, кв. 19
Дата поступления в детский сад: 20.05. 2014 г.
Какую группу посещает:Средняя (группа № 7)
Состав семьи:Полная
Ф.И.О. мамыИванова Мария Петровна
Ф.И.О. папыИванов Алексей Михайлович
Кто осуществляет воспитание ребенкаМама, папа

Соматическое здоровье: физическое развитие средне гармоничное, II группа здоровья; антропометрические показатели в норме возрастного развития. Особенности крупной и мелкой моторики:  координация движений в норме возрастного развития; непроизвольные движения: нет. Ведущая рука: правая.

Особенности адаптационного периода: протекал без особенностей.

Степень сформированности культурно-гигиенических навыков – сформированы по возрасту: пользуется туалетными принадлежностями с помощью взрослого, одевается, раздевается, обувается самостоятельно; пользуется ложкой, вилкой. Частично выполняет основные правила поведения в быту.

Поведение в группе и общение со взрослыми, отношение к ООД –  заинтересован в выполнении задания, понимает и выполняет требования взрослого. Преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: самостоятельно ищет выход, доделывает до конца. По правилу в коллективе сверстников самостоятельно задания выполняет.

Освоение программных требований:

  • Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»

Словарь: словарный запас ограничен. Звуковая культура речи: речь невнятна, в среднем темпе, общая смазанность. В речи предложения отсутствуют. Свободное общение: легко идет на контакт, доброжелателен. Социальный статус в группе сверстников – основная группа.

В игровой деятельности: предпочитает активные игры со сверстниками, с желанием включается в игру. Способен брать на себя простейшие игровые роли, подчиняется правилам игры. Может самостоятельно ставить игровые задачи для тех, с кем хочет играть, но не всегда дети могут понять друг друга. Во время игр может громко кричать.

Образовательная область  «Познавательное развитие»

Ознакомление с природой: проявляет любознательность, имеет представления о животных, птицах, растениях, но не называет.

Развитие элементарных математических представлений: знает геометрические фигуры, тела, основные цвета в соответствии с возрастом, но не называет.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Графо-моторные навыки: с трудом владеет ножницами, карандашом.

Эмоциональное состояние, индивидуальные особенности: доброжелательность, настойчивость.  Адекватность эмоциональной реакции на одобрение и порицание, адекватность отношения к родным и сверстникам.

«01» апреля 2010 г.

Заведующий МБДОУ № 29  ___________________  /В.И.Андрианова/

Воспитатели                           __________________ /  Петрова М.В. / 

                                                 __________________/ Михайлова О.Д./  

Источник: https://annamonahova.edumsko.ru/articles/post/1061011

Характер ребенка: выясняем темперамент

Особенности характера ребенка для анкеты в детсад

Все дети наделены особенностями характера с рождения. У кого-то из ребят еще в младенчестве ярко выражены лидерские качества, кто-то любит шутить и смеяться, кто-то стремится к играм в уединении, а другим сложно адаптироваться в компании и выявить собственные интересы.

Определив, какой тип темперамента преобладает у ребенка, родитель установит с ним более доверительный контакт, поможет адаптироваться в социуме, развиваться и проявлять свои таланты.

Зная особенности характера малыша, близкие увидят в нем отдельную личность, перестанут ограничивать самовозведенными рамками и стремиться сделать ребенка похожим на себя.

Краткие характеристики темпераментов:

· сангвиник – коммуникабельный, практичный, выдержанный, уравновешенный;

· холерик – порывистый, энергичный, эмоциональный, не сдержанный;

· флегматик – задумчивый, миролюбивый, надежный, старательный, неразговорчивый;

· меланхолик – тревожный, необщительный, замкнутый, угрюмый.

Определение темперамента ребенка

Учитывая подразделение темпераментов на 4 типа, стоит отметить, что каждая личность в те или иные периоды жизни может проявлять качества не свойственного ей типа.

Опытные психологи проводят устное или письменное тестирование людей, выявляя процентное соотношение типов темперамента.

То есть, человек по своей сути может являться сангвиником на 45%, проявлять себя флегматиком на 25%, меланхоликом на 20% и холериком на 10%.

Процентное соотношение лояльно характеризует личность, ведь никто из нас не может всегда быть веселым и задорным (сангвиником) или депрессивным, грустным (меланхоликом).

Каждый темперамент имеет свои сильные и слабые стороны, поэтому не спешите переделывать ребенка, если отметили преобладание не привлекательных для Вас качеств характера. Помогите своему чаду раскрыться, проявить сильные стороны темперамента, так Вы не надломаете его основу и оградите взаимоотношения с ним от регулярных конфликтов.

Каждый ребенок развивается в зависимости от психической активности и эмоциональности, что-то дается ему легче, а что-то труднее и это абсолютно нормально.

Темперамент отражается на:

· скорости возникновения и протекания психических процессов, их устойчивости и интенсивности;

· темпе деятельности, поведении, речи, мимике, пантомимике;

· формировании поведения.

Воспитание по темпераменту

Выявив тип темперамента своего ребенка, родитель осознает особенности и вырабатывает личные методы воспитания. Представленная ниже информация в рекомендательной форме, поможет Вам с пониманием относиться, как к достоинствам характера ребенка, так и к его недостаткам.

Сангвиник

Сангвинический тип характеризуется активностью, энергичностью, уравновешенностью и общительностью. Дети данного типа сохраняют самообладание в стрессовых ситуациях. Разговаривают четко, громко и торопливо, сопровождая речь живой мимикой и жестами. Сангвиник берется за новое дело с энтузиазмом, но если в процессе ему становится скучно, оставляет, не доделав до конца.

Особенности нрава:

· настойчивость, целеустремленность;

· выносливость, работоспособность;

· быстро переключается с одного вида деятельности на другой;

· легко реагирует на неудачи;

· быстро эмоционирует, но также быстро потухает;

· адаптивен к новому.

Ребенок сангвиник отлично усваивает новую информацию, интересуется разным, может испытывать сложности в поиске того, что ему действительно интересно.

В воспитании родителю следует проявлять строгость, контролировать действия и поступки чада, призывать его делать работу не только быстро, но и качественно.

Проблема сангвиников – неустойчивые связи с окружающими и непостоянство в выборе интересов. Мотивируйте ребенка помогать другим, общайтесь с ним тепло и доверительно.

Холерик

Холерический тип отличается вспыльчивостью, легкой возбудимостью, агрессией, неуравновешенностью. Ребенок, в характере которого преобладают черты холерика, обидчив и прямолинеен, реагирует быстро и сильно, легко включается в любой рабочий процесс. Неактивен при выполнении монотонных работ. В критической ситуации решителен и напорист, проявляет лидерские качества.

Особенности нрава:

· переменчивость настроения;

· активность, озорство;

· инициативность;

· конфликтность;

· нервозность;

· торопливость.

Такие детки быстро засыпают и просыпаются. Их легко направлять на достижение положительных целей и вершин, предпочитают движение, домашние дела и спорт. Наладить контакт с ними можно при внедрении системы поощрения за достижения.

Чтобы избежать конфликтов, разговаривайте с малышом спокойно, но требовательно, вдохновляйте фразами и вселяйте уверенность, избегайте возбудителей нервной системы (меньше просмотра ТВ, компьютерных игр, агрессивных игр).

Поручайте выполнение домашних дел, которые не ориентированы на достижения, но являются необходимыми. Соблюдайте режим.

Предлагайте малышу анализировать собственное поведение и внешние ситуации. Будьте рядом во время переживания неудач для предотвращения выброса агрессии и энергии.

Флегматик

Флегматический тип примечателен уравновешенным и рассудительным подходом к ситуациям и жизни, иногда медлительным и хладнокровным. Дети данного типа усидчивы, спокойны. К особенностям нрава следует отнести:

· инертность;

· скрытность;

· малообщительность;

· незлопамятность;

· последовательность;

· настойчивость и упорство.

Ребенок флегматик всегда доводит начатое дело до конца. Разговаривает спокойно, неторопливо, без лишних эмоций и жестикуляции, постоянен в формировании круга друзей, в увлечениях.

Трудно переключается с одного дела на другое, но легко соблюдает режим дня. Флегматики придерживаются порядка, не демонстрируют чувства и эмоции, но их реакция глубока. Конфликтуют редко, только если их интересы задеты.

Трудно привыкают к установленным правилам.

Помогайте фдегматику проявлять собранность, хвалите за скорость, приучайте к двигательной активности, давайте поручения. Уважительно относитесь к его внутреннему покою, не тревожьте по пустякам, такие детки предпочитают уединение и размышления.

Меланхолик

Меланхолический тип неуравновешен, малоподвижен, чувствителен, застенчив, раним, скрытен и нерешителен. Дети меланхолики не уверены в себе и своих силах, пессимистично настроены, замкнуты и плаксивы, их не покидает чувство тревоги и родителю следует всерьез прорабатывать эти слабые стороны, внушая малышу уверенность, оптимизм, акцентируя внимание на положительном и необычном.

Нрав меланхолика отличается от других типов темперамента:

· сдержанностью, тактичностью;

· молчаливостью (все держат в себе);

· тяжелой реакцией на неудачи и огорчения;

· обидчивостью;

· сложной адаптацией в социуме;

· быстрой утомляемостью.

Учитывая особенности ребенка меланхолика, позволяйте ему делать паузы в работе, создайте для него спокойную обстановку для продуктивного разрешения дел. Дети данного типа требовательны и к себе и к окружающим, перфекционисты. Родителю не следует ожидать от малыша быстрых результатов, пусть разрешает задачи постепенно.

Приобщайте ребенка к шуму, новым знакомствам и спорту. Не кричите, разговаривайте с ним мягко, убеждайте и мотивируйте. Развивайте коммуникативные навыки меланхолика, помогайте действиями и рекомендациями, поддерживайте его положительный настрой.

Познавая темперамент ребенка, Вы познакомитесь с его уникальностью, оцените ее по достоинству. Окажите ему грамотное содействие в саморазвитии, вдохновляя на успехи и поощряя победы!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5d15ccff5a344000ac679bf8/harakter-rebenka-vyiasniaem-temperament-5d21887fb15a9d00ad742d48

Анкета для родителей «Какой тип темперамента у вашего ребёнка?» – «Дошколёнок.ру»

Особенности характера ребенка для анкеты в детсад

1. Какие черты характера преобладают у вашего ребёнка?

а) Жизнелюбие, оптимизм, склонность к риску, компромисность,  гибкость,
деловитость, общительность, собранность.

б) Спокойствие, медлительность, неторопливость, обстоятельность, солидность, малоэмоциональность, сдержанность, несклонность к риску, миролюбие.

в) Энергичность, неутомимость, бесстрашие, рискованность, настойчивость, склонность к упрямству, шаловливость, задиристость, нетерпеливость, конфликтность, горячность.

г) Робость, застенчивость, нерешительность, мнительность, тревожность, боязливость, подозрительность, обидчивость, ранимость, сентиментальность, чувствительность, впечатлитлительность, отвлекаемость.

2. Какие эмоции ваш ребёнок переживает особенно сильно?

а) В основном положительные эмоции.б) Нет бурных реакций на окружающее; тяготеет  к положительным эмоциям.в) В основном –  гнев, страх; эмоции проявляет бурно.

г) Основная –  страх.

3. Какой уровень тревожности у вашего ребёнка?             

а) Средний.б) Низкий.в) Средний, низкий.

г) Высокий.

4. Как переносит ваш ребёнок наказание?

а) Спокойно.б) Без эмоций.

в) Словесные – спокойно, остальные – с бурными реакциями протеста.

5. Как ведёт себя ваш ребёнок в непредвиденной ситуации?

а) Любопытен.б) Малоэмоционален.в) Пытается сопротивляться.

г) Пытается избежать этого события.

6. Какие игры ваш ребёнок предпочитает?

а) Любые, но чтобы « жизнь била ключом».б) Спокойные, тихие, уединённые.  в) Шумные, азартные, с шалостями и баловством.

г) Тихие, уединённые – в среде незнакомых людей, шумные, только с кем то из близких.

7. Общителен ли ваш ребёнок?

а) Чувствует себя везде, как дома; любит общество детей и взрослых.б) Предпочитает одиночество.в) Всегда нужны сподвижники и зрители.

г) Предпочитает одиночество, общителен лишь с близкими людьми.

8. Как оценивают вашего ребёнка его сверстники? Он лидер или нет?

а) Душа компании (по выбору детей).б) Неавторитетен среди сверстников, изгой в их обществе, точно не лидер.в) Сверстники относятся к нему по-разному, сам предлагает себя на роль лидера.

г) Авторитетен только среди очень малочисленных друзей, не лидер.

9. Как часто у вашего ребёнка меняются друзья?

а) В зависимости от ситуации.б) Практически ни когда.в)  Всё время, постоянно.

г) Очень редко.

10. Как ваш ребёнок усваивает новое?

а) Легко и просто.б) Обстоятельно, но медленно.в) Всё схватывает на лету, но также быстро забывает.

г) В зависимости от благоприятных / неблагоприятных обстоятельств.

11. Как быстро ваш ребёнок запоминает сказку или стихотворение? Как долго их помнит? Улавливает целое или только детали?

а) Легко и быстро схватывает целое и помнит долго.б) Медленно, но схватывает целое, почти не забывает.в) Очень быстро схватывает детали, забывает через короткий срок.

г) По – разному, вникает во все мелочи.

12. Какова степень утомляемости вашего ребёнка?

а)  Средняя (устаёт соответственно деятельности).б)  Низкая (практически не устаёт).в)  Средняя, иногда высокая (устаёт в зависимости от выплеска эмоций).

г)  Высокая (устаёт от малейшей деятельности).

13. Легко ли ваш ребёнок усваивает возрастные навыки?

а) Легко и без труда, уже в 3 года полностью сам себя обслуживает.б) С трудом (возрастные навыки формируются очень медленно, но надолго).в) Соответственно возрасту (предпочитает делать только то, что интересно).

г) Быстро, но неустойчиво.

14. Какие движения преобладают у вашего ребёнка?

а) Движения уверенные, точные ритмичные.б) Движения неторопливые, «солидные», например, на стул садиться основательно.в) Движения прерывистые, резкие, как будто кто-то гонится за ним (не может усидеть на месте).

г) Движения неуверенные, неточные, суетливые, например, садится на стул только на краешек. 

15. Какая речь у вашего ребёнка?

а) Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами, предпочитает положительно окрашенные слова.б) Речь медленная, невыразительная, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова обычно разделяют паузы; предложения чаще всего нейтральны.в) Речь быстрая, отрывистая, эмоциональная. Кричит, как в рупор. Не говорит, а тараторит, глотая слоги и слова .

г) Речь часто интонационно выразительна, но очень тихая и не уверенная. Не любит пользоваться крайними оценками, предпочитая выражения: «так себе», «по-разному».

16. Как спит и засыпает ваш ребёнок?

а) Обычно засыпает быстро, спит хорошо и просыпается с улыбкой.б) Засыпает сразу и спит спокойно, но после сна довольно долго ходит вялый, сонный, как будто не доспал .в) Засыпает долго и с трудом. Спит беспокойно под впечатление событий дня. Просыпается с разным настроением: от самого хорошего до самого плохого, в  зависимости какие ждут его дела.

г) Обычно долго укладывается спать, но быстро засыпает и просыпается с улыбкой.

17. Как ваш ребёнок привыкал впервые к условиям детского сада?

а) Адоптировался легко и быстро.б) Боялся нового, не хотел перемен, адаптировался очень долго.в) Очень легко приспособился к новой обстановке детского сада и с трудом к его требованиям.

г) Пока не мог адоптироваться. Адоптировался с трудом.

Итоги анкетирования :

Если  большинство ответов: 

а) Ваш ребёнок – сангвиник,б) Ваш ребёнок – флегматик,в) Ваш ребёнок – холерик,

г) Ваш ребёнок – меланхолик.

Рекомендации по воспитанию детей с разными типами темперамента:

САНГВИНИК:

-стремитесь выработать у ребёнка устойчивые интересы;- учите терпению, упорству, тому, что надо доводить любое дело до конца;- как можно больше поощряйте за нравственные поступки;- искореняйте небрежность при выполнении разных занятий;

– учитывайте, что жизнерадостность, общительность и оптимизм могут иметь оборотную сторону и стать источником легкомыслия и непостоянства.

ФЛЕГМАТИК:

– попытайтесь выработать у ребёнка самостоятельность и инициативность;- учите, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и распределять рационально время;- не ругайте ребёнка за медлительность, применяйте игровую деятельность, где требуется быстрота реакции, например, игры наперегонки, но всё это делайте в разумных пределах, поощряйте ребёнка за правильное выполнение правил игры;- учите полнее выражать эмоции и чувства;- постарайтесь, привить навыки общения, и развивайте коммуникабельность;- пробудите у ребёнка сообразительность и воображение;

– следите за тем что – бы ребёнок меньше был инертным, вялым, чаще «тормошите» его , иначе вялость может переродиться в леность.

ХОЛЕРИК:

– замедляйте  темп действий вашего ребёнка разными «препятствиями»;- направляйте энергию вашего ребёнка на какие – нибудь нужные дела;- учите ребёнка  обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил;- воспитывайте настойчивость и сдержанность, собственным примером;- гасите любую агрессивность;- подберите своему ребёнку (с помощью педагога) игры спокойные, укрепляющие процессы торможения, предполагающие максимум внимания и минимум эмоций;

– учите вежливости с помощью требований, а не уговоров.

МЕЛАНХОЛИК:

– не требуйте от ребёнка того, что он не может выполнить, приказы с вашей стороны замедляют его действия;- старайтесь поддерживать, одобрять, быть с ребёнком мягким и ласковым;- нацеливайте лишь на посильные задания и помогите их выполнить полностью и вовремя;- учите преодолевать робость и застенчивость, искореняйте в нём неуверенность в себе;- воспитывайте инициативность, общительность, доверчивость и смелость;- помогите избавить от постоянного чувства страха;

– старайтесь вызывать больше положительных эмоций, гася отрицательные.

ЖЕЛАЮ УСПЕХА!!!!!

Источник: https://dohcolonoc.ru/rabota-s-roditelyami/2110-anketa-dlya-roditelej-kakoj-tip-temperamenta-u-vashego-rebjonka.html

Характер ребенка: особенности и виды | Как сформировать правильный характер

Особенности характера ребенка для анкеты в детсад

Воспитание – основная задача родителей после появления на свет малыша. Особенности характера ребёнка окажут определяющее влияние на его судьбу и жизненный путь. Цель родителей — воспитать гармоничную, успешную личность.

Нередко мама и папа пытаются изменить нрав малыша, чтобы он отвечал их требованиям, желаниям. Хочется, чтобы дети не хулиганили, были послушными, воспитанными, не доставляли много хлопот.

Черты характера ребёнка, которые хочется исправить, — это склонность к вранью, жадность, замкнутость, лень. Положительные черты, которые стоит развивать, — это инициативность, щедрость, доброта, умение добиваться поставленной цели.

Понятие характера и темперамента

Темперамент – это особенности нервной системы человека, данные ему при рождении. Свойства темперамента видны в поступках, эмоциональном поведении. Темперамент, а также приобретаемый жизненный опыт являются тем фундаментом, который служит основанием для формирования характера.

Характер – это совокупность всех психических особенностей личности, особенно их проявление заметно в поступках и эмоциональном поведении малыша. На формирование характера у детей оказывают существенное влияние следующие обстоятельства:

  • наследственность;
  • воспитание в семье (личностный пример родителей);
  • общение вне семьи (детский сад, школа).

С момента рождения начинается формирование характерных черт малыша, чьё дальнейшее поведение будет зависеть от окружающих его людей. Первоначальное наблюдение за родителями, как значимыми взрослыми в его жизни, переходит позже в копирование их модели поведения.

Если в семье все вопросы решаются с помощью крика, не стоит удивляться, что малыш демонстрирует агрессивное поведение. Яблоко от яблони недалеко падает – эта народная мудрость подтверждает, что все хорошее или плохое в характере человека берёт начало в семье.

Для формирования необходимых черт поведения необходимо с раннего детства воспитывать сильную гармоничную личность, выправлять недостатки характера, появившиеся из-за влияния окружающей среды.

Дети 4—5 лет трепетно относятся к советам родителей.

С детьми дошкольного возраста для формирования положительных свойств характера следует обсуждать поступки, действия, которые следовало бы совершить в различных ситуациях.

Виды темперамента

Зная сильные и слабые стороны темперамента, можно развивать, усиливать полезные свойства характера и корректировать недостатки. Известно 4 основных вида темперамента:

  • Сангвиник — добрый, активный, жизнерадостный, легко усваивает новые знания. Практически не капризничает. Сангвиники являются лидерами в компаниях. При чрезмерной опеке могут вырасти безынициативными исполнителями.
  • Флегматик — спокойный, обстоятельный, никогда не торопится. Довольно инертный: такому ребёнку нужно время, чтобы привыкнуть к новым изменениям. Для воспитания флегматик — один из самых «удобных объектов». Ему достаточно поставить задачу, чтобы малыш начал сосредоточенно работать над её решением. проблема — это медлительность и неторопливость в действиях.
  • Холерик — очень эмоциональный, чрезмерно возбудимый. Своей активностью напоминает сангвиника. Недостатки: быстро загорается, а потом легко бросает начатое дело, не доведя его до завершения. Очень конфликтный, не любит спокойных занятий. Такие дети склонны к авантюрным поступкам.
  • Меланхолик — ранимый, застенчивый, трудно находит общий язык в новом коллективе. Творческая личность с богатой фантазией. Положительные черты: пунктуальность, неконфликтность. Такому малышу трудно найти друзей, задача родителей — помочь ему наладить отношения с окружающими.

Следует понимать, что темперамент — это врождённое свойство человека, которое нельзя изменить. Темперамент не является причиной появления дурных наклонностей. Как воспитать характер ребёнка — этот вопрос волнует не только родителей. Надлежащее воспитание поможет направить недостатки характера в конструктивное русло. Негативные моменты можно компенсировать развитием сильных сторон характера.

Виды характера

Если с разделением темперамента по 4 видам согласны все ученые и педагоги, то градация по типам характера вызывает споры.

  • Сенситивный тип. Сверхчувствительность, повышенная эмоциональность. Завышенные требования к себе вместе с низкой самооценкой приводят к неуверенности, страху сделать что-то неправильно. Малейшая ошибка переживается как катастрофа. Очень стеснительны, боятся заводить какие-либо отношения. Любую критику в свой адрес переносят очень тяжело.

Общение с малышом, обладающим повышенной чувствительностью, требует особого такта и внимания: его не стоит ругать или разговаривать с ним на повышенных тонах.

Малыш интуитивно понимает настроение родителя по выражению лица. Стоит еще в раннем детстве воспитывать чувство собственного достоинства, повышать самооценку.

Надо объяснить, что неудачи бывают у всех, главное — не опускать руки и искать выход из ситуации.

  • Активный тип. Любопытный, непоседливый, общительный малыш. Главное — это действие. Он не будет сидеть и мечтать, его стихия — это движение. Удержать его на месте практически невозможно. Стоит на короткое время оставить малыша без присмотра, он обязательно придумает новую игру, которая может быть опасна для жизни.

Наказание может вызвать не только озлобление, но и ответ в виде истерики и угроз. Увлечь от новых проказ может полезное дело, за успех в котором обязательно следует похвалить малыша.

С раннего возраста следует воспитывать в нем ответственность за свои поступки и дела, направлять неуемную энергию в полезное русло. И результат такого подхода к воспитанию порадует в будущем родителей.

Умеющие контролировать себя, активные, целеустремленные люди много добиваются в жизни.

  • Коммуникативный тип. Достаточно близок к активному типу. Эмоции вторичны, главное — действия и поступки. Коммуникативный ребенок никогда не стремится командовать, ему это не интересно. Для него важно — найти, исследовать что-то новое. Он любит получать новые игрушки и знакомиться с новыми людьми. Такие дети постоянно хватаются за разные дела, но ни одно не доводят до конца. Они не признают порядок и расписание дня.

Усидчивость, терпение — те качества характера, которые следует развивать у коммуникативного ребёнка. Чаще делать перерывы в занятиях, придумывать новые интересные дела.

  • Рецептивный тип. Их любят учителя и воспитатели. Их поведение — это гордость родителей. Они легко просыпаются, с удовольствием идут в школу. Никогда не забудут умыться и почистить зубы. Они все делают по расписанию, любят выполнять указания взрослых. Малыш рецептивного типа обладает свойством переживать и сочувствовать, чутко улавливает эмоции окружающих.

Совершенно неспособны проявлять инициативу. При возникновении ситуации, требующей немедленного решения, теряется и прекращает какие-либо действия. Как можно раньше следует воспитывать самостоятельность. Учить делать выбор: какое кино посмотреть, какой выбрать подарок, доверять малышу самому оплачивать мелкие покупки в магазине.

Формирование характера

Наблюдая за поведением детей, у каждого можно увидеть не только положительные, но и отрицательные черты.

Честность, внимательность, уважение к окружающим — эти нравственные качества передаются от родителей, которые собственным примером формируют моральные основы поведения. Умение дать отпор, постоять за себя, заступиться за друзей — всему этому дети учатся, общаясь со сверстниками.

Педагогическая наука систематизировала и сформулировала основные принципы формирования характера у детей. Только при применении индивидуального подхода можно добиться наилучшего результата. Необходимо учитывать и возраст детей. Ребенок 5—6 лет требует другого отношения, чем малыш 2—3 лет.

определяющая роль — родителей. Никто не сможет сделать для малыша больше, чем значимый взрослый. Это накладывает определенную ответственность на самих родителей. Мало просто любить свое дитя.

Надо быть требовательным к себе, подавать хороший пример не на словах, а на деле, ведь малыш наблюдает за поведением родителей.

И если на словах родители учат уважению к пожилым людям, а в автобусе не уступают место бабушке, — ребенок примет такую модель поведения за основу. В характере малыша появятся такие черты как ложь и хамство.

  • Игра. Первые годы жизни состоят из игр, поэтому нет определенного времени для игры и для воспитания. Сами игры вырабатывают нрав малыша. Поиграв в кубики или машинки, можно предложить убрать технику в гараж, как делают взрослые люди. Предложить ухаживать за цветами, ведь в одном из них жила Дюймовочка. А вдруг она вернется? Цветы должны ждать хозяйку. Так в игре можно сформировать чистоплотность, трудолюбие. 
  • Установление границ. Едва научившись ползать, малыш начинает проверять границы своего мира: что можно делать, а что — нельзя. Он тянется к розеткам, пытается дотянуться до стеклянной вазы, засовывает в рот все игрушки, которые находит. Не всегда нарушение границы безопасно для малыша. Поэтому важно своевременно ему объяснить и показать: что можно и что нельзя делать. Установленные правила следует неукоснительно соблюдать. Очень часто ограничения, запреты оберегают детей от неприятных последствий и облегчают им жизнь.
  • Занятия в кружках и секциях. Отличный способ формирования характера — записать ребенка в секцию или кружок. Для посещения занятий потребуются дисциплинированность, ответственность. Для достижения результатов формируется целеустремленность, ответственность. Самостоятельность будет сформирована, когда ребенок начнет сам, без сопровождения взрослых посещать занятия. 
  • Групповое воспитание. Общаясь и взаимодействуя с детьми во дворе, в детском саду, ребенок формирует новые способности характера. Умение дружить и делиться, коммуникабельность или замкнутость — все это проявляется в группе. Задача взрослых — направить малыша на путь верного воспитания. Простые правила общения в таких группах станут основой для формирования таких черт как ответственность, решительность.
  • Создание условий для формирования черт характера. Чтобы выработать и сформировать характер ребенка, устойчивые черты поведения, необходимо помнить, что навыки закрепляются только при постоянном повторении. Стоит постепенно добавлять нагрузку для лучшего закрепления положительных черт: не единожды убрать игрушки, а делать это постоянно.

Характер ребенка формируется в совместной работе родителей и педагогов. Негативные особенности нрава можно изменить, но на это требуется время. Не надо торопиться и давить на малыша. Требуются чуткость, деликатность и терпение. Самое главное, что надо ребенку — знать, что его любят.

Совокупность сформированных черт станет базой для формирования успешной личности.

[mrp postnumb=4]

Источник: https://pups.su/vospitanie/harakter-rebenka.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.